Pajero Sport        15.06.2022   

Школьная библиотека в условиях введения и реализации фгос тюленева е.в. мбоу дпо «цнмо» - презентация

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Удельнинская гимназия

Деятельность школьной библиотеки в условиях реализации ФГОС

Азарова Е.В., заведующая библиотеки

гимназии.

В настоящее время книга и школьная библиотека становятся все более значимыми. Необходимость библиотеки как лаборатории активного познания через творческое чтение государством понимается и прописана в образовательных стандартах второго поколения. Это осмысление во многом связано с принятыми на государственном уровне документами: «Закон об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), в которых отражена реальность и содержание модернизации системы современного российского образования, намечена тенденция на становление не только образованной, информационно-грамотной личности, но и владеющей основными компетенциями.

Организация работы современной школьной библиотеки представляется в модели, где меняется спрос на библиотечные услуги и этот спрос направлен на реализацию ФГОС.

Главное – научить детей работать с различными источниками информации, правильно подбирать материал, учить их читать и выбирать из разных источников знания необходимые при подготовке к урокам. Добиться, чтобы полезную библиографическую информацию ученики воспринимали с интересом.

В условиях перехода на ФГОС библиотека гимназии сегодня становится информационно-библиотечными центром, обеспечивающими информацион-ную поддержку. Библиотека, как информационно-библиотечный центр должна постоянно обеспечивать широкий и устойчивый доступ к любой информации для всех участников образовательного процесса.

Федеральный государственный образовательный стандарт определил цели, поставил задачи, наметил планируемые результаты. Стандарт направлен на формирование общей культуры, гражданское, духовно-нравственное, личностное, социальное и интеллектуальное развитие обучающихся, их самосовершенствование и саморазвитие, позволяющие стать успешными и реализовать творческие способности. Только при условии создания целостной и полноценной системы приобщения к чтению обучающихся в школе, одним из основных звеньев которой является школьная библиотека можно сформировать потребность в систематическом чтении. Именно в этом случае можно достичь желаемого результата, когда выпускник начальной и основной школы полюбит чтение, будет осознавать его значимость и необходимость для дальнейшего саморазвития, обучения, будет воспринимать его как источник познавательного, эстетического, нравственного опыта, если к достижению этих целей подключиться и школьная библиотека.

Место школьной библиотеки обозначено в реализации стандартов второго поколения. В новом стандарте начального общего и основного общего образования представлена роль школьной библиотеки, как учебного, методического и информационного обеспечения реализации основной образовательной программы учреждения. В соответствии с поставленными новым образовательным стандартом задачами одно из требований к школьной библиотеке – её обязательное техническое оснащение. Библиотека, как информационно-библиотечный центр должна постоянно обеспечивать широкий и устойчивый доступ к любой информации для всех участников образовательного процесса. Представленная школьной библиотекой информация должна быть направлена на реализацию основной образовательной программы, организацию образовательного процесса и достижение планируемых результатов.

Это говорит о том, что в библиотеке, как и в учебных кабинетах, должно быть достаточное количество рабочих мест (компьютеров), локальная сеть и доступ к Интернету для всех пользователей. Сотрудники школьных библиотек должны обеспечивать информационную поддержку образовательного процесса и деятельности обучающихся и педагогических работников в разрезе современных информационных технологий в сфере библиотечных услуг, а сами библиотеки образовательных учреждений должны быть «укомплектованы печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана…».

В формате нового образовательного стандарта фонд школьной библиотеки, кроме учебной, учебно-методической литературы и «материалов по всем предметам» учебного плана должен быть укомплектован дополнительной литературой по разным областям знаний, в том числе собраниями словарей, литературой по социальному и профессиональному выбору учащихся.
Необходимо отметить, что в первую очередь школьная библиотека является библиотекой учебной. Не случайно в новом стандарте предписывается обеспечить школьные библиотеки: «учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы».

Таким образом, одним из материально-технических условий, необходимых для освоения и реализации образовательных программ как начального, так и основного общего образования, является наличие библиотеки, укомплектованной традиционными и электронными информационно-образовательными ресурсами и оснащенной современной техникой.
В федеральном государственном стандарте начального общего образования значительное место отведено требованиям к условиям реализации стандарта. Внимание акцентируется на создание комфортной, развивающей образовательной среды учебного заведения. В трактовке стандарта для этого понятия подразумеваются такие качества образования, как открытость, доступность, и привлекательность. В новом стандарте внимание концентрируется на комфортности образования, как для обучающихся, так и для всего педагогического коллектива.

Понятие «комфортная образовательная среда» обозначается специалистами как взаимосвязь аспектов, создающих благоприятную атмосферу для активизации всех участников образовательного процесса. Более точно комфортную образовательную среду можно характеризовать как педагогическую действительность, включающую специально организованные условия для благоприятного формирования и развития комфортного и творческого обучения и преподавания. Компонентом педагогически комфортной среды, обеспечивающим результативность и эффективность развития образовательной самореализации обучающихся, является создание творческой, доброжелательной атмосферы. К одному из таких компонентов относится создание индивидуальной успешности, содействие самоопределению всех участников образовательного процесса. Школьная библиотека является существенной и значимой частью образовательной среды учебного заведения. Вместе с тем она образует свою, особую, библиотечную среду. Библиотечная среда включает информационную, культурную, эмоционально-психологическую, экологическую и материальную составляющие. Можно сказать, что библиотечной средой является все окружение работника и пользователя в библиотеке.

Главная составляющая библиотечной среды - информационная.
В информационном компоненте библиотечной среды важное место занимает библиотечный фонд, который является основой информационных ресурсов библиотеки и представляет многообразие документов по разным видам носителей информации. Под информационными ресурсами в целом понимается совокупность данных, сосредоточенных и представленных для эффективного и продуктивного получения достоверной информации.

Информационные ресурсы школьной библиотеки следует рассматривать как совокупность документов (на различных носителях), которыми располагает библиотека в данный период времени. Ведущим условием комфортности информационных ресурсов является комфортное удовлетворение информационных запросов пользователей библиотеки. Библиотечно-информационная среда наиболее комфорта для читателей, когда она позволяет с максимальной полнотой и наименьшими физическими и временными затратами удовлетворять информационные потребности.

Задача школьной библиотеки по обеспечению доступа к информации, знаниям, культурным ценностям, идеям полностью соответствует новому образовательному стандарту.

Новый статус школьной библиотеки в контексте ФГОС рассматривается с разных точек зрения, определяются ключевые задачи новой школьной библиотеки. Организация работы современной школьной библиотеки представляется в модели, где будет меняться спрос на библиотечные услуги и этот спрос будет направлен на реализацию ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт определил цели, поставил задачи, наметил планируемые результаты. Стандарт направлен на формирование общей культуры, гражданское, духовно-нравственное, личностное, социальное и интеллектуальное развитие обучающихся, их самосовершенствование и саморазвитие, позволяющие стать успешными и реализовать творческие способности. Только при условии создания целостной и полноценной системы приобщения к чтению учащихся в школе, одним из основных звеньев которой является школьная библиотека можно сформировать потребность в систематическом чтении. Именно в этом случае можно достичь желаемого результата, когда выпускник начальной и основной школы полюбит чтение, будет осознавать его значимость и необходимость для дальнейшего саморазвития, обучения, будет воспринимать его как источник познавательного, эстетического, нравственного опыта, если к достижению этих целей подключиться и школьная библиотека.

Роль школьной библиотеки сегодня очень значима, именно пространство библиотеки помогает школьнику духовно обогатиться. Квалифицированные специалисты школьной библиотеки способствуют осознанию её как центра информации, нравственного развития учащихся, создают представление о ней как о важнейшем звене педагогической системы, способствующем образованию и воспитанию, формирующем информационную компетентность юных граждан, которым предстоит жить в обществе информационных технологий. Именно школьная библиотека и ее квалифицированные кадры – это один из гарантов реализации федеральных государственных стандартов и важный инструмент их внедрения. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами школьные библиотеки участвуют в реализации основной образовательной программы начального общего и основного общего образования. Сегодня, пришло осознание необходимости специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе. На данном этапе библиотеки образовательных учреждений реализуют урочную, внеурочную деятельность и дополнительное образование обучающихся. Таким образом, они выполняют поставленные задачи ФГОС. Осуществить поставленные федеральным государственным образовательным стандартом цели и задачи возможно только при продвижении и поддержке чтения, книги, что на сегодняшний день является приоритетным, актуальным и исторически главным направлением работы школьной библиотеки.
Новый стандарт образования позволяет внедрить библиотечные программы и проекты в образовательный процесс, ведь одной из его задач является обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников, единства учебной и внеурочной деятельности.

Школьная библиотека играет важную и значимую роль в воспитательном процессе, в поощрении стремления детей к овладению знаниями. Наиболее ценной стороной школьной библиотеки является привитие навыков чтения, любви к чтению и книге. Наша библиотека оказывает помощь детям, родителям, рекомендует литературу, подбирает и предлагает те или иные пособия, книги, журналы. Именно в помещении школьной библиотеки незаметно, но формируется духовное здоровье нации.

В настоящее время в мире стандарты образования меняются быстро. Сегодня обучение это не просто передача знаний от педагога к обучающемуся, а прежде всего создание условий, при которых становится возможным самостоятельный поиск знаний самими обучающимися, их продуктивное и активное творчество. При смене стандартов образования школьная библиотека становится центром инновационного развития педагогов и лабораторией творчества обучающихся. Школьной библиотеке принадлежит особое место в библиотечном и школьном пространстве, она является неотъемлемым компонентом педагогической системы школы, основным информационным ресурсом. Наша школьная библиотека - это место, где всем обучающимся дают возможность стремиться к успеху и добиваться его. И это действительно так! Исходя из миссии и модели школьной библиотеки, мы ставим следующие цели задачи:

Развитие информационных сервисов и совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов.

Обеспечение информационной поддержки образовательного процесса.

Пропаганда духовно-нравственной, патриотической, граждановедческой литературы с целью формирования личности обучающихся.

Совершенствование нетрадиционных и традиционных форм индивидуальной и массовой работы, основанной на личностно-ориентированном подходе к ребёнку.

Содействие повышению научно-методического, педагогического мастерства работников гимназии.

Школьная библиотека занимает важное место в становлении информационной компетентности обучающихся, а также содействует развитию навыков непрерывного образования школьников методом обучения их информационно-поисковой деятельности. Во времена информационных технологий необходима не просто передача библиотечно-библиографических знаний, а формирование информационной компетентности обучающихся включающей:

Навыки использования различных способов информационно-поисковой деятельности (библиотечно-библиографическая компетентность);

Умения анализировать и оценивать информацию (критическое мышление);

Перерабатывать и структурировать текст (культура чтения);

Умения использовать современные информационные технологии.

Такого подхода сегодня требуют федеральные государственные образо -вательные стандарты.

Переход современной системы образования к реализации образовательных стандартов второго поколения ставит перед школьной библиотекой ряд новых задач. Современная школьная библиотека должна стать гарантом реализации ФГОС, обеспечивая условия для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов, выступая в качестве ресурсного центра для всех субъектов образовательного процесса.

Новые образовательные стандарты ввели понятие информационно-образовательной среды, частью которой и должна стать школьная библиотека, перейдя в статус информационно-библиотечного центра (ИБЦ).

Статус информационно-библиотечного центра подчёркивает возможность выполнения требований ФГОС, что означает:

Обеспечение доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;

Информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию);

Укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью; учеб-но-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения; дополнительной литературой.

К основным проблемам развития школьных библиотек Вологодской области, препятствующим их переходу в статус информационно-библиотечных центров, относятся несовершенство нормативно-правовой базы, противоречия между функционалом школьного библиотекаря и имеющимся штатным расписанием образовательной организации, кризис фондов, проблемы кадрового обеспечения, слабое материально-техническое оснащение школьных библиотек.

В настоящее время библиотеки и информационно-библиотечные центры образовательных организаций не имеют статуса педагогического структурного подразделения, хотя в соответствии с требованиями ФГОС призваны формировать информа-ционную культуру и стать площадками для организации урочной и вне-урочной проектной деятельности обу-чающихся.

Отсутствует норматив штатных единиц в информационно-библиотечном центре, вследствие чего возникает серьёзное противоречие между функционалом педагога-библиотекаря и имеющимся штатным расписанием образовательной организации. Наблюдается отсутствие единых подходов при определении функционала сотрудников библиотек и информационно-библиотечных центров образовательных организаций.

Большинство школьных библиотек области в настоящее время оснащено компьютерной техникой, однако эта оснащенность не достаточна. Как правило, в библиотеке отсутствует Wi-Fi, что затрудняет использование интернет-ресурсов и электронного контента. Наблюдается несоответствие материально-технического оснащения библиотек возрастающим требованиям современного образовательного процесса, что выражается в нехватке площадей, современной библиотечной мебели, компьютерной, мультимедийной и копировальной техники. Отмечается быстрое старение печатных фондов, недостаточность доступа к цифровым (электронным) библиотекам, обеспечивающим возможность использования профессиональных баз данных, информационных справочных и поисковых систем, а также иных информационных ресурсов.

Существующая система подготовки и повышения квалификации для педагогов-библиотекарей и других работников школьных библиотек требует дальнейшего развития. Одной из проблем развития информационно-библиотечных центров является неготовность сотрудников библиотеки к широкому использованию новых информационных технологий, практическому применению современных технических средств в деятельности библиотеки.

Комплекс проблем, препятствующих модернизации школьных библиотек, должен получить системное решение. Для поддержания единства работы информационно-библиотечных центров требуется создание на основе типовых документов таких локальных нормативных правовых актов, как:

Положение и правила пользования информационно-библиотечным центром образовательной организации;

Структура и штатное расписание информационно-библиотечного центра образовательной организации;

Должностные инструкции работников информационно-библиотечного центра образовательной организации;

Технологическая документация по работе информационно-библиотечного центра образовательной организации.

В целях развития кадрового обеспечения деятельности информационно-библиотечных центров должна быть разработана система непрерывного образования, ориентированная на глубокую гуманитарную, психолого-педагогическую и библиотечно-информационную подготовку педагогов-библиотекарей, включая освоение ими современных информационных технологий. В результате обучения работники ИБЦ должны понимать роль информационно-библиотечного центра в образовательном процессе, быть осведомлены о предоставляемых им возможностях, должны уметь использовать эти возможности для проведения мероприятий, реализации учебно-исследовательских проектов, межпредметной интеграции, личностного развития обучающихся, реализации внеурочной деятельности.

При обеспечении информационно-библиотечных центров образовательных организаций информационными ресурсами необходимо ориентироваться на переход от печатных изданий к электронным информационным и образовательным ресурсам, в том числе мультимедийным и интерактивным. Определяющую роль в информационно-ресурсном обеспечении современного информационно-библиотечного центра будет играть Интернет как источник и средство совместного создания информационного контента, комплектования и предоставления открытого доступа к ресурсам. Все посадочные места в библиотеке должны быть оборудованы бесплатным доступом к сети Интернет через систему мониторинга и фильтрации контента, доступ должен осуществляться как по кабелю через интерфейс Ethernet, так и в беспроводном режиме через Wi-Fi.

При оборудовании помещений информационно-библиотечного центра необходимо придерживаться принципов безбарьерности и трансформативности пространства.

Информационно-библиотечные центры образовательных организаций должны быть зонированы. Для ИБЦ необходимы как минимум два помещения. Количество посадочных мест в информационно-библиотечном центре (зона коллективной работы, зона проведения мероприятий) должно соответствовать средней наполняемости класса. В случае ограниченной площади возможно объединение зоны для коллективной работы и рекреационной зоны, абонемента и презентационной зоны.

Пространство информационно-библиотечного центра должно включать зону абонемента, предназначенную для получения информационных ресурсов (как бумажных, так и электронных) во временное пользование.

В зоне абонемента должны размещаться книгохранилища, обеспечивающие сохранность книжного фонда, медиатека и рабочее место педагога-библиотекаря, оборудованное современной системой компьютерного учёта фондов и читателей (АБИС).

Книгохранилища должны быть оборудованы архивными стеллажами для хранения части книжного фонда, шкафами с замками для хранения учебного оборудования, а также включать стеллажи открытого доступа для размещения наиболее востребованных ресурсов.

В зоне абонемента обеспечивается доступ к государственным информационным ресурсам. Зона должна быть оборудована стеллажами открытого доступа, содержащими наиболее востребованную литературу, литературу гражданско-патриотической направленности (включая краеведческую литературу), предметную литературу для углубленного изучения, иную актуальную литературу в соответствии со спецификой конкретной образовательной организации и условий ее работы.

Пространство абонемента должно включать зону, предназначенную для самостоятельной работы с использованием ресурсов, предоставляемых информационно-библиотечным центром. Она должна быть оборудована одно- и двухсторонними стационарными стеллажами, а также мобильными выставочными стеллажами. Оснащение абонемента также может включать газетные и журнальные шкафы, если этого требует специфика фондов информационно-библиотечного центра и если размеры зоны допускают такое размещение.

Пространство абонемента должно быть оборудовано посадочными местами нескольких типов: стульями, диванами, пуфиками, встраиваемыми посадочными местами. Посадочные места зоны абонемента открытого доступа должны иметь доступ к государственным электронным библиотечным ресурсам, а также к информационной системе горизонтального распространения авторского электронного контента, включающего полнотекстовые документы, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Посадочные места зоны абонемента открытого доступа должны обеспечивать возможность получения информации об имеющихся ресурсах (каталог, картотеки, справочно-библиографическое обслуживание).

Зона абонемента должна быть оснащена одним или несколькими местами для получения мультимедийной информации на цифровых носителях (медиатека), оборудованием для сеансов дистанционного обучения, оснащена оборудованием для сканирования и печати.

Зона абонемента должна включать следующие типы оснащения:

Аппаратно-программный комплекс педагога-библиотекаря, оборудованный современной системой компьютерного учёта фондов и читателей (АБИС);

Одно или несколько (1-4, в зависимости от количества обучающихся) рабочих мест для получения мультимедийной информации на цифровых носителях (медиатека), дистанционного обучения;

Ридеры или планшеты (5-10, в зависимости от количества обучающихся);

Оборудование для сканирования и печати.

Пространство информационно-библиотечного центра должно включать пространство для экспозиций - презентационную зону.

Оборудование презентационной зоны должно включать стенды, подвесные системы, иное выставочное и презентационное, а также интерактивное оборудование, необходимое для проведения выставок и экспозиций.

В ИБЦ должна быть и зона коллективной работы, предназначенная для общения, совместной реализации учебно-исследовательских проектов, работы кружков и клубов, проведения внеурочных занятий, воспитательных мероприятий и других типов совместной деятельности, группового дистанционного обучения.

Зона коллективной работы должна использоваться для проведения мероприятий гражданско-патриотической направленности, воспитательных мероприятий и их подготовки. В зоне коллективной работы должны быть созданы условия для формирования системы ценностей, разностороннего воспитания обучающихся.

Зона коллективной работы должна обеспечивать необходимую инфраструктуру для получения новых знаний в форме коллективного самообучения, курсов, тренингов, семинаров, лекций и других форм коллективного обучения. Обязательным требованием к зоне коллективной работы является ее трансформируемость, возможность вариативного использования пространства.

Зона коллективной работы должна включать следующие типы оснащения:

Стационарные столы, столы-трансформеры, складные столы, встраиваемые рабочие места, кресла на роликах;

Сенсорныи ̆ экран, интерактивную доску или проектор с экраном, флипчарт, магнитную маркерную доску.

Информационно-библиотечный центр образовательной организации также должен быть оснащен рекреационной зоной, предназначенной для досуга, проведения мероприятий гражданско-патриотической направленности, культурно-просветительских и социально значимых мероприятий - «литературных студий» для взрослых и детей, «библиотечных уроков», литературных встреч и др.

Рекреационная зона должна быть оборудована эргономичными посадочными местами, обеспечивающими максимальный комфорт: креслами, диванчиками, пуфиками в безопасном для детей исполнении.

Оснащение информационно-библиотечных центров должно производиться в соответствии с условиями их работы: спецификой образовательной организации, особенностями территории.

Информационно-библиотечные центры образовательных организаций коррекционного типа или осуществляющих инклюзивное обучение должны предоставлять своим посетителям необходимые условия для доступа к информационным ресурсам, как с точки зрения организации пространства (поручни, пандусы, подъемники при наличии ступеней), так и с точки зрения получения информации (брайлевские дисплеи и клавиатуры, синтезаторы речи, книги, напечатанные шрифтом Брайля).

Информационно-библиотечные центры в сельской местности должны компенсировать затрудненный доступ к культурным объектам с помощью виртуальных музейных туров и расширенного фонда электронных информационных ресурсов. Информационно-библиотечные центры в сельской местности должны работать со всеми субъектами образовательного процесса (включая родителей обучающихся) и жителями сельского поселения.

Одним из перспективных направлений развития информационно-библиотечных центров образовательных организаций, расположенных в сельской местности, является их кооперация с библиотеками системы Министерства культуры Российской Федерации, в первую очередь сельскими библиотеками. Формами такой кооперации могут стать:

Создание единой системы обслуживания читателей;

Работа по общему плану, согласованному с администрацией образовательной организации и местными органами власти;

Создание попечительских советов;

Принятие совместных решений по вопросам, связанным с информатизацией библиотек;

Выработка совместных решений по совершенствованию библиотечно-информационного обслуживания населения.

На сегодняшний день в России, как и во всем мире, наблюдается усиление сетевого взаимодействия библиотек. На территории страны работает Русская школьная библиотечная ассоциация (РШБА), имеющая филиалы по всей стране. В целях эффективного развития информационно-библиотечных центров образовательных организаций предполагается их объединение в сеть национального масштаба с централизованной поддержкой со стороны единого федерального информационно-методического центра (ФИМЦ), в масштабах области - регионального информационно-методического библиотечного центра (РИМБЦ).

Информационно-библиотечные центры общеобразовательных организаций объединяются в сеть по территориальному принципу, группируясь вокруг информационно-библиотечных центров базовых образовательных организаций. Данное взаимодействие обеспечивает полноту реализуемых ими функций, независимо от специфики и условий функционирования отдельных школьных информационно-библиотечных центров за счет обмена доступными информационно-образовательными ресурсами и методическим опытом, приобретаемым на местах в рамках их деятельности.

Комплексное решение обозначенных проблем поможет задать новый вектор развития школьным информационно-библиотечным центрам, которые должны стать фундаментом и необходимым условием для реализации федеральных государственных образовательных стандартов, гарантом равных возможностей для развития каждого школьника.

Роль школьной библиотеки

в реализации стандартов второго поколения.

В настоящее время в мире стандарты образования меняются быстро. Сегодня обучение это не просто передача знаний от педагога к обучающемуся, а прежде всего создание условий, при которых становится возможным самостоятельный поиск знаний самими обучающимися, их продуктивное и активное творчество. Школьник на уроке учителя-предметника воспринимает мир в призме этого предмета, а школьная библиотека способна предоставить ребенку информацию для раскрытия целостной картины мира. Поэтому школьной библиотеке необходимо стать надпредметным кабинетом в школе, который способен развить не частичное, а целостное, системное мышление у школьников.

Следовательно, при смене стандартов образования школьная библиотека становится центром творчества учащихся, а также местом реализации индивидуальных способностей учащихся и огромной лабораторией для инновационного развития педагогов.

Одной из главных задач школьной библиотеки является комплектование библиотечных фондов и обеспечение учащихся необходимой литературой. Библиотечный фонд формируется в соответствии с учебным планом и образовательными программами, реализующими образовательным учреждением. Образовательные программы меняются, учебники устаревают, многие учебники и книги приходят в негодность, поэтому в библиотеке требуется постоянное обновление и пополнение как учебной, так и методической литературы. В начале учебного года школьные библиотекари проводят работу по изучению состава и состояния фонда школьной библиотеки. Ведется работа с перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе и с каталогами издательств. Совместно с учителями-предметниками и с учетом их требований формируется централизованный заказ на учебные издания. Перечень учебной литературы утверждается на педагогическом совете. В школьной библиотеке постоянно ведется прием и обработка поступившей учебной, методической и художественной литературы, проводится списание устаревшей по содержанию и ветхой литературы.

Целью деятельности школьной библиотеки представляется содействие эффективной реализации задач образовательного процесса путем информационно-библиотечного обслуживания учащихся и педагогов.

Деятельность школьной библиотеки рассматривается в трех направлениях:

    информационно-методическое обеспечение общеобразовательного процесса с учетом тех требований, которые прописаны в стандарте;

    развитие информационной грамотности учащихся, в том числе при организации их проектной деятельности;

    информационное и методическое обеспечение построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Школьный библиотекарь может и должен организовать внеурочную деятельность. Для этого необходимо создать в школьной библиотеке необходимые условия:

    библиотека должна быть информационным центром, с компьютерами и сложными программами

    совместная системная работа учителя и библиотекаря на базе библиотеки.

Школьная библиотека занимает важное место в становлении информационной компетентности учащихся, а также содействует развитию навыков непрерывного образования школьников методом обучения их информационно-поисковой деятельности. Во времена информационных технологий необходима не просто передача библиотечно-библиографических знаний, а формирование информационной компетентности учащихся включающей:

    навыки использования различных способов информационно-поисковой деятельности (библиотечно-библиографическая компетентность);

    умения анализировать и оценивать информацию (критическое мышление);

    перерабатывать и структурировать текст (культура чтения);

    умения использовать современные информационные технологии.

Место школьной библиотеки обозначено в реализации стандартов второго поколения. В новом стандарте начального общего и основного общего образования представлена роль школьной библиотеки, как учебного, методического и информационного обеспечения реализации основной образовательной программы учреждения.

В соответствии с поставленными новым образовательным стандартом задачами одно из требований к школьной библиотеке – её обязательное техническое оснащение. Библиотека, как информационно-библиотечный центр должна постоянно обеспечивать широкий и устойчивый доступ к любой информации для всех участников образовательного процесса. Представленная школьной библиотекой информация должна быть направлена на реализацию основной образовательной программы, организацию образовательного процесса и достижение планируемых результатов.

Это говорит о том, что в библиотеке, как и в учебных кабинетах, должно быть достаточное количество рабочих мест (компьютеров), локальная сеть и доступ к Интернету для всех пользователей. Сотрудники школьных библиотек должны обеспечивать информационную поддержку образовательного процесса и деятельности обучающихся и педагогических работников в разрезе современных информационных технологий в сфере библиотечных услуг, а сами библиотеки образовательных учреждений должны быть «укомплектованы печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана…».

В формате нового образовательного стандарта фонд школьной библиотеки, кроме учебной, учебно-методической литературы и «материалов по всем предметам» учебного плана должен быть укомплектован дополнительной литературой по разным областям знаний, в том числе собраниями словарей, литературой по социальному и профессиональному выбору учащихся.

Необходимо отметить, что в первую очередь школьная библиотека является библиотекой учебной. Не случайно в новом стандарте предписывается обеспечить школьные библиотеки: «учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы».

Таким образом, одним из материально-технических условий, необходимых для освоения и реализации образовательных программ как начального, так и основного общего образования, является наличие библиотеки, укомплектованной традиционными и электронными информационно-образовательными ресурсами и оснащенной современной техникой.

В федеральном государственном стандарте начального общего образования значительное место отведено требованиям к условиям реализации стандарта. Внимание акцентируется на создание комфортной, развивающей образовательной среды учебного заведения. В трактовке стандарта для этого понятия подразумеваются такие качества образования, как открытость, доступность, и привлекательность. В новом стандарте внимание концентрируется на комфортности образования, как для учащихся, так и для всего педагогического коллектива.

Понятие «комфортная образовательная среда» обозначается специалистами как взаимосвязь аспектов, создающих благоприятную атмосферу для активизации всех участников образовательного процесса. Более точно комфортную образовательную среду можно характеризовать как педагогическую действительность, включающую специально организованные условия для благоприятного формирования и развития комфортного и творческого обучения и преподавания. Компонентом педагогически комфортной среды, обеспечивающим результативность и эффективность развития образовательной самореализации учащихся, является создание творческой, доброжелательной атмосферы. К одному из таких компонентов относится создание индивидуальной успешности, содействие самоопределению всех участников образовательного процесса. Именно педагогический коллектив, к которому относятся и работники школьных библиотек, несет огромную ответственность за комфортную образовательно-воспитательную среду в школе, среду общения педагогов и учащихся, насыщенную, богатую содержанием.

Школьная библиотека является существенной и значимой частью образовательной среды учебного заведения. Вместе с тем она образует свою, особую, библиотечную среду

Библиотечная среда включает информационную, культурную, эмоционально-психологическую, экологическую и материальную составляющие. Можно сказать, что библиотечной средой является все окружение работника и пользователя в библиотеке.

Главная составляющая библиотечной среды – информационная.

В информационном компоненте библиотечной среды важное место занимает библиотечный фонд, который является основой информационных ресурсов библиотеки и представляет многообразие документов по разным видам носителей информации. Под информационными ресурсами в целом понимается совокупность данных, сосредоточенных и представленных для эффективного и продуктивного получения достоверной информации.

Информационные ресурсы школьной библиотеки следует рассматривать как совокупность документов (на различных носителях), которыми располагает библиотека в данный период времени.

Ведущим условием комфортности информационных ресурсов является комфортное удовлетворение информационных запросов пользователей библиотеки. Библиотечно-информационная среда наиболее комфорта для читателей, когда она позволяет с максимальной полнотой и наименьшими физическими и временными затратами удовлетворять информационные потребности.

Задача школьной библиотеки по обеспечению доступа к информации, знаниям, культурным ценностям, идеям полностью соответствует новому образовательному стандарту.

В настоящее время книга и школьная библиотека становятся все более значимыми. Необходимость библиотеки как лаборатории активного познания через творческое чтение государством понимается и прописана в образовательных стандартах второго поколения. Это осмысление во многом связано с принятыми на государственном уровне документами: «Закон об образовании в Российской Федерации», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), в которых отражена реальность и содержание модернизации системы современного российского образования, намечена тенденция на становление не только образованной, информационно-грамотной личности, но и владеющей основными компетенциями.

Новый статус школьной библиотеки в контексте ФГОС рассматривается с разных точек зрения, определяются ключевые задачи новой школьной библиотеки. Организация работы современной школьной библиотеки представляется в модели, где будет меняться спрос на библиотечные услуги и этот спрос будет направлен на реализацию ФГОС. Главное – научить детей работать с различными источниками информации, правильно подбирать материал, учить их читать и выбирать из разных источников знания необходимые при подготовке к урокам. Добиться, чтобы полезную библиографическую информацию ученики воспринимали с интересом. В условиях перехода на ФГОС библиотеки образовательных учреждений становятся информационно-библиотечными центрами, обеспечивающими информационную поддержку.

Федеральный государственный образовательный стандарт определил цели, поставил задачи, наметил планируемые результаты. Стандарт направлен на формирование общей культуры, гражданское, духовно-нравственное, личностное, социальное и интеллектуальное развитие обучающихся, их самосовершенствование и саморазвитие, позволяющие стать успешными и реализовать творческие способности. Только при условии создания целостной и полноценной системы приобщения к чтению учащихся в школе, одним из основных звеньев которой является школьная библиотека можно сформировать потребность в систематическом чтении. Именно в этом случае можно достичь желаемого результата, когда выпускник начальной и основной школы полюбит чтение, будет осознавать его значимость и необходимость для дальнейшего саморазвития, обучения, будет воспринимать его как источник познавательного, эстетического, нравственного опыта, если к достижению этих целей подключиться и школьная библиотека.

Роль школьной библиотеки сегодня очень значима, именно пространство библиотеки помогает школьнику духовно обогатиться. Квалифицированные специалисты школьной библиотеки способствуют осознанию её как центра информации, нравственного развития учащихся, создают представление о ней как о важнейшем звене педагогической системы, способствующем образованию и воспитанию, формирующем информационную компетентность юных граждан, которым предстоит жить в обществе информационных технологий. Именно школьная библиотека и ее квалифицированные кадры – это один из гарантов реализации федеральных государственных стандартов и важный инструмент их внедрения. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами школьные библиотеки участвуют в реализации основной образовательной программы начального общего и основного общего образования. Сегодня, пришло осознание необходимости специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе. На данном этапе библиотеки образовательных учреждений реализуют урочную, внеурочную деятельность и дополнительное образование обучающихся. Таким образом, они выполняют поставленные задачи ФГОС. Осуществить поставленные федеральным государственным образовательным стандартом цели и задачи возможно только при продвижении и поддержке чтения, книги, что на сегодняшний день является приоритетным, актуальным и исторически главным направлением работы школьной библиотеки.

Новый стандарт образования позволяет внедрить библиотечные программы и проекты в образовательный процесс, ведь одной из его задач является обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников, единства учебной и внеурочной деятельности.

Школьная библиотека играет важную и значимую роль в воспитательном процессе, в поощрении стремления детей к овладению знаниями. Наиболее ценной стороной школьной библиотеки является привитие навыков чтения, любви к чтению и книге. Библиотека оказывает помощь детям, родителям, рекомендует литературу, подбирает и предлагает те или иные пособия, книги, журналы. Именно в помещении школьной библиотеки незаметно, но формируется духовное здоровье нации.

Образ библиотекаря в современном обществе меняется. Сегодня это должен быть человек шагающий в ногу с развитием информационных технологий, сегодня библиотекарь становится информационным менеджером, который должен владеть не только педагогическими, но и информационно-коммуникативными технологиями. Библиотекарь нового времени должен изменить отношение школьников к чтению и получению новой информации......

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьная библиотека в условиях ФГОС нового поколения

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы обсуждаем очень актуальный вопрос.

Образ библиотекаря в современном обществе меняется. Сегодня это должен быть человек шагающий в ногу с развитием информационных технологий, сегодня библиотекарь становится информационным менеджером, который должен владеть не только педагогическими, но и информационно-коммуникативными технологиями.

Библиотекарь нового времени должен изменить отношение школьников к чтению и получению новой информации

Образование сегодня рассматривается как важнейшая социальная единица, как главное средство социализации, обеспечивающее развитие и воспитание подрастающего поколения.

2010 год дал старт национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Президент РФ Д.А.Медведев отмечает, что смысл образовательной инициативы «Наша новая школа» заключается в создании новой современной школы, такой школы, которая способна раскрыть личность ребенка, способна воспитать в детях интерес к образованию, к учёбе, способна быть современной, адекватной нашей жизни образовательной системой.

В основе Президентской инициативы заложены новые образовательные стандарты, которые разрабатывались в соответствии со Стратегией развития образования до 2020 года.

Принципиальное отличие нового стандарта в том, что он представляет собой общественный договор семьи, общества и государства. Требования к результатам образования изменяются, главное в стандартах - личностно ориентированный подход. Смысл школьного образования, исходя из ФГОС второго поколения, понимается так: школа должна давать знания, но она также должна формировать личность гражданина страны, который обеспечит ее дальнейшее развитие.

Инициатива «Наша новая школа» побуждает развитие такой структуры, как школьная библиотека, ее потенциал до сих пор недооценивался, либо вообще не учитывался при разработке программ развития образовательного учреждения, да и муниципальных и региональных образовательных систем. Поэтому роль школьных библиотек и школьного библиотекаря в реализации президентской инициативы в работе по стандартам второго поколения становится сегодня одной из главной.

Мы убеждены, что современная школьная библиотека - это учебная библиотека, которая обеспечивает информацией и документами учебный процесс, это и специальная библиотека, которая обслуживает педагогический коллектив, и публичная библиотека, которая предоставляет учащимся необходимые ресурсы для проектной и творческой деятельности. Это библиотека, которая поддерживает внеклассную и внешкольную работу, особенно в условиях перехода школы на полный день по стандартам второго поколения. В этой связи нельзя не вспомнить слова В.А.Сухомлинского о том, что школьная библиотека должна быть «кабинетом №1», над предметным кабинетом, где школьники получают целостную карту мира, используя имеющиеся носители информации. Сегодня для нас очевиден факт, что деятельность библиотеки направлена на гармоническое развитие личности читателя, и содействует накоплению и преумножению им человеческого капитала. Более благородной задачи в нашем мире трудно представить.

Существует ясное понятие, что библиотека должна содействовать формированию высококультурной, гуманной и нравственной личности, развивать гражданские качества и учить цивилизованным нормам общения, уметь жить в быстро меняющемся мире в духе согласия и терпимости. Вот несколько направлений работы школьной библиотеки по внедрению стандартов второго поколения:

Исследовательская деятельность;

Информационная деятельность;

Проектная деятельность;

Литературно-познавательная деятельность;

Мультимедийные технологии;

Работа с УМК;

Работа с фондом художественной литературы.

Работать в данных направлениях возможно только в тесном содружестве с классными руководителями и учителями – предметниками.

Это, прежде всего, театрализованные праздники, конкурсы, обзор литературы. Школьной библиотекой ведется большая работа по привлечению детей к чтению. Приоритетными направлениями работы нашей библиотеки являются: патриотическое, духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание детей.

Продумана и выстроена система работы по нравственному воспитанию учащихся В 3а и 5б классах работают клубы знатоков и любителей книги. На занятиях учащиеся знакомятся с нормами морали и нравственности. Проводятся уроки доброты, нравственности, культуры, а также беседы о жизни и творчестве великих людей, виртуальные экскурсии в музей..

В стандарте второго поколения определён «портрет выпускника начальной школы», и без помощи книг и библиотекаря, здесь не обойтись.

Любознательный, активно познающий мир читатель с огромным удовольствием принимает активное участие в ежемесячных играх «Что? Где? Когда?» с видео-вопросами, блиц- вопросами и чёрным ящиком.

Юные читатели имеют возможность овладевать основами умения учиться в разных направлениях, получать информацию на разных носителях как бумажных, так и электронных. В библиотеке функционируют 3 компьютера, 2 подключены к Интернету, есть возможность работы с нетбуками и интерактивной доской.

Библиотекари пытаются пробудить любовь к родному краю, желание увидеть красоту и неповторимость нашей природы, узнать больше о растениях и живом море полей и лесов. Программа патриотического воспитания в нашей школе неразрывно связана с библиотекой и показывает, что формировать детское сознание невозможно без исторической памяти

Библиотека работает в тесном сотрудничестве с родителями, они наши друзья и помощники уже давно стали привычными родительские собрания в школьной библиотеке, традиционны к конференции на тему «Что читаю я и моя семья».

Очень хочется, чтобы наши дети были готовы самостоятельно действовать в социуме и уметь отвечать за свои поступки. Любимые герои книг помогут им сделать это в интересной не назидательной форме.

Мероприятия по популизации здорового образа жизни направлены на воспитание потребности в физической культуре, стремление к созданию семьи, борьбу с вредными привычками, профилактику алкоголизма и наркомании.

У школьной библиотеке есть хорошая ниша – помогать в отборе качественной информации, научить оценивать степень достоверности и полноты источников, развивать информационную компетентность школьников. И помочь стать в жизни доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, аргументировать свою позицию, высказывать своё мнение.

К.Д. Ушинский писал: «Процесс чтения без радости и без печали, без улыбки и слезинки лишь сушит ещё не расцветающую душу, делает её слепой к миру образования, глухой к окружающей жизни» Задача школьного библиотекаря достучаться до сердца каждого читателя. Заинтересовать, увлечь, научить сопереживать – вот цель любого мероприятия.

Тогда выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
  • писать отзыв о прочитанной книге;
  • работать с тематическим каталогом;

В новых стандартах выделены требования к результам освоения основной образовательной программы. Требование к информационно-образовательной среде является одной из главных частей Стандарта. Чтобы школьная библиотека стала грамотным инструментом модернизации общеобразовательной школы, необходимо систематическое и постоянное пополнение фонда библиотеки.

Фонд нашей школьной библиотеки составляет: всего – 22899экз.

  • учебники – 3794
  • методическая литература - 700
  • художественная литература – 18300
  • медиатека CD- дисков - 105

Объединение всех ресурсов, в том числе и Интернета, в библиотеке даёт школе возможность реально модернизировать школьное образование.

Интересная жизнь библиотеки это её книги. В нашей каждодневной борьбе за читателя нам очень помогает МБА. Совместно с детской библиотекой мы проводим различные мероприятия, оформляем выставки, проводим обзоры новинок. Эти книги очень помогают нам в нашей работе, но их нет на полках школьной библиотеки. А очень хотелось бы иметь их под рукой.

В наше время, когда потеряны нравственные ориентиры, нивелируется значение России в развитии современного мирового сообщества, необходимо создавать у юных граждан положительный образ своего Отечества и развивать у них чувство сопричастности с судьбой России, ведь именно им, сегодняшним мальчишкам и девчонкам, продолжать её путь в Будущее.

Школа - это не только уроки, задания на дом, контрольные работы и родительские собрания . Со школой связано множество историй про девчонок и мальчишек, которые ссорятся, мирятся, влюбляются. Множество озорных рассказ ов, повествующих о жизни гимназистов и школьников - ровесников сегодняшних учеников начальной школы. Предисловие "Для любознательного читателя" расскажет о том, какой была школа 100 лет назад, о героях ВОВ, о том, как себя вести и многом другом читатель узнает из серии книг Без словарей и справочников очень тяжело в учёбе и вот в качестве первых словарей для малышей мы бы в свой фонд приобрели словари Ольги Ушаковой. В нашем фонде конкретно для младшего школьника всего 5словарей, а так приходится довольствоваться словарями среднего звена.

Хорошими учениками не рождаются - ими становятся на хороших уроках. А какие уроки хорошие? Те, что не похожи на урок: веселые, как игра. Такие, как у учительницы Валентины Васильевны Волиной. Это не новое имя и уже не одно поколение ребят выросли на этих книгах. А школьная библиотека испытывает дефицит книг этого автора.

Читающий ребенок – надежда на будущее культуры России. Но для того чтобы ребёнок стал читающим надо, что бы ему было что читать, что бы на полках школьной библиотеки его ждали красивые интересные книги, а не залатанные пусть и очень интересные издания 70-90годов. Без таких мастеров художественного слова как Ушинский, Пришвин, Паустовский, Бианки, Снегирёв и многих других невозможно воспитать у ребёнка чувства любви ко всему, что его окружает. Но если книга издана давно, то она останется, незамечена юным читателем.

Школьной библиотеке принадлежит особое место в библиотечном пространстве.

Мне, как руководителю школы очень хочется обратить внимание на те проблемы школьных библиотек, с которыми сталкиваешься в работе.

Решение вопроса о статусе школьного библиотекаря. Человек, работающий в школе с учащимися должен нести звание педагога. А отсюда и иметь соответствующий отпуск и педагогический стаж,

Центральной проблемой школьного библиотекаря и администрации школы является проблема финансирования,

Следует серьёзно подойти к вопросу кадровой политике. Во многих образовательных учреждениях в штатном расписании просто нет ставки библиотекаря, я уже не говорю,что в больших школах их должно быть 2-3.

Крайне важно решить вопрос с аттестацией библиотекарей, сейчас их зарплата зависит от группы оплаты школы, а не от результата их работы и мастерства.

Для успешной организации работы школьной библиотеки,конечно, не малое значение имеет отношение к этому вопросу самого руководителя Я считаю, это направление в школе довольно серьезным и масштабным, поэтому если эта работа руководителя будет учитываться при аттестации руководителя у него появятся дополнительные баллы.

Свое выступление хочу закончить прекрасными строками Марины Бородицкой.

Библиотекарь открой мне свой ковчек,

Свой католог, звучащий как поэма,-

Мы выйдем в море с капитаном Немо,

Умчимся к звездам в двадцать третий век.

Желаю всем успехов, здоровья и процветания.

Директор МОУ «СОШ № 3» города Пикалево

Людмила Ивановна Гришкина





Федеральной закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной думой РФ 21 декабря 2012 года 1. В организациях, осуществляющих образовательную, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данным, информационным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам, библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая ученики и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). Статья 18


2007 год 30 мая - на заседании Совета при Президенте РФ по культуре и искусству Президент РФ В.В. Путин подчеркнул, что школьные библиотеки должны быть оснащены передовыми информационными системами, едиными программными продуктами, программным обеспечением год - разработана Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года


Из выступления президента Д.А.Медведева по поводу утверждения г. национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: «...это должна быть школа с высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, обеспечивающим выход в глобальные информационные сети, доступ к максимальному числу сокровищ отечественной и зарубежной культуры, достижением науки и искусства; должны быть условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития»









Ключевые установки концепции новых образовательных стандартов в деятельности школьных библиотек Информационно-методическое обеспечение общеобразовательного процесса. Развитие информационной грамотности учащихся, в том числе при организации их проектной деятельности. Информационное и методическое обеспечение построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников.


Основные документы Фундаментальное ядро содержания общего образования Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (Проект) Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Примерные программы по учебным предметам. Основная школа.




Кадровое обеспечение Укомплектованность библиотечными кадрами Уровень квалификации (соответствие квалификационным характеристикам по должности) Непрерывность профессионального развития Уровень профессионализма, качественные результаты работы Инновационность деятельности


Материально-техническое обеспечение Соответствие помещения библиотеки санитарно-гигиеническим нормам. Комфортность библиотечной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам. Достаточность площади и освещенности. Размещение рабочих мест и зон. Наличие современной библиотечной техники и мебели. Наличие читального зала. Число читательских мест. Наличие медиатеки.


Материально-техническое обеспечение Условия для работы с информацией (устройства для создания, записи и обработки информации; получение и тиражирование информации различными способами, в том числе и в сети Интернет; возможность для размещения своих материалов и работ в информационной среде ОУ). для проведения массовых библиотечных мероприятий. Обеспечение библиотеки расходными материалами и канцелярскими принадлежностями, носителями цифровой информации.


Информационно-образовательное обеспечение Технологические средства: АРМ библиотекарей персональные компьютеры для пользователей базы данных коммуникационные каналы программные продукты Возможность осуществления деятельности в электронной (цифровой) форме: планирование и анализ деятельности


Информационно-образовательное обеспечение размещение и сохранность информационных ресурсов организация электронного каталога и работа с ним; фиксация хода библиотечного процесса взаимодействие между участниками ОП, в том числе дистанционное контроль доступа участников ОП к информационным ресурсам в сети Интернет)


Информационно-методическое обеспечение обеспеченность УМК на разных носителях укомплектованность учебно- методической и программно- методической литературой ЭОР, в том числе размещенными в федеральных и региональных базах детской художественной и научно- популярной литературой, справочно-библиографическими и периодическими изданиями).




Ориентированных на создание условий: Повышение квалификации библиотечных кадров, соответствующих требованиям времени, стремящихся к инновациям в профессиональной сфере, готовых к непрерывному процессу образования в течение всей жизни. Формирование фондов качественными источниками информации на разных носителях. Создание привлекательной, комфортной и дружественной библиотечно-образовательной среды Ориентированных на результат: Ориентация на компетентностный и системно-деятельностный подходы. Изучение и включение в практику работы библиотеки эффективных техник и технологий. Работа в школьной команде по внедрению ФГОС. Сотрудничество с педагогами


Задачи Освоение новых информационных технологий Направления: библиотечное - НИТ внедряются в технологические библиотечно - информационные процессы (автоматизация библиотеки) образовательное - НИТ внедряются в основную деятельность школы, в т. ч. и на школьную библиотеку Формирование у школьников информационной грамотности предоставлении педагогам и школьникам доступа к высококачественным лицензированным базам данных организатор и помощник в проектной деятельности, нацеленной на выработку у учеников умения вести поисковую и практико-исследовательскую деятельность


Положительные моменты в деятельности школьных библиотекарей: освоение и внедрение компьютерных технологий в информационно-библиотечное обслуживание; использование разнообразных инновационных форм работы, оказывающих эффективное влияние на процесс обучения и воспитания; разработка нормативно-правового обеспечения деятельности библиотеки; создание модели школьной библиотеки в соответствии с концепцией развития школы; разработка концепции, программы развития библиотеки; эстетичность и наглядность библиотеки; оригинальное оформление книжных выставок; системность работы по формированию и использованию информационных ресурсов: гибкость, мобильность, способность меняться, адаптируя свою работу к запросам образовательного учреждения: использование виртуальных форм создания привлекательного образа библиотеки: создание оригинальных программ по развитию интереса к чтению.




Школьники о библиотеке будущего «…Библиотека будущего – это много компьютеров и места, чтобы ими пользоваться; разные зоны для тихих и шумных мероприятий; здесь можно встречаться с друзьями, читать журналы, делать домашнюю работу; здесь можно учиться и просто находиться, здесь есть место для того, чтобы думать и отдыхать; персонал – профессиональные сотрудники, приятные, дружелюбные и уравновешенные люди; помещения - уютные, открытые, хорошо освещенные и красочные; библиотека – это искусство, культура и книги, это – территория детства…»