Безопасность        05.06.2022   

Формы оказания методической помощи воспитателю доу. Основные средства и формы методической помощи педагогу дополнительного образования Что означает методическая помощь

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение

Введение

Методическую деятельность обычно определяют как деятельность по обобщению и распространению педагогического опыта.

В педагогической практике сложилась целая система методических служб разных уровней. Например: городская, окружная (районная) методические службы и методическая служба учреждения образования (школа, детский сад). В дошкольном образовательном учреждении методическую работу осуществляет старший воспитатель или заместитель заведующего по воспитательной работе.

Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива.

Опыт показывает, что большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь - со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей ДОУ, со стороны профессионального методического сообщества. В настоящее время эта потребность многократно усилилась в связи с переходом на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно строить целостный учебно-воспитательный процесс, учитывая в практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей детей.

Методическая работа в дошкольном учреждении - комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми.

1. Типы методической работы в ДОУ

Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования. Именно методической деятельности отводится главенствующая роль в создании и внедрении в практику наиболее эффективных методов воспитания и обучения детей.

Методическая деятельность представляет собой специфический тип образовательной деятельности, содержанием которой является системное единство создания метода, его апробации, внедрения метода (получение методик), применение методик.

Методическая деятельность, включает в себя три "пространства деятельности": пространство создания методов, пространство распространения и внедрения методов (получение методики), пространство применения методик.

В процессе методической деятельности эти пространства связаны между собой в 3 типа методической деятельности, являющиеся единой цепочкой определенных элементов, в которой каждый этап имеет конечный продукт: метод, методика, гарантированный результат. Это наглядно представлено в представленной схеме.

ТИПЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ориентируясь на данную схему, можно выделить основные действия методиста (старшего воспитателя) в каждом из этих пространств.

При создании, поисках методов работы с детьми используются: изучение используемых методов в практике, наблюдение, описание, сравнение, выявление закономерностей, экспертное заключение о значимости и т.д.

При внедрении метода в работу педагогов старший воспитатель информирует, обучает, распространяет, организует опытно-экспериментальную работу и воспроизведение данного метода и т.д.

При применении методики, метода основной упор делается на контроль за реализацией основных положений и коррекцию данной методики Тавберидзе В.А., Калугина В.А. Диагностика и критерии оценки деятельности воспитателя в ДОУ: организация управления методической работой. - М.: Школьная пресса, 2008, с. 5-6. .

2. Содержание методической работы в ДОУ

Деятельность старшего воспитателя направлена на решение приоритетных и неотложных задач. Поэтому проектировать, определять ее содержание необходимо по всему составу функций управления: информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-диагностической и регулятивно-коррекционной.

Попытаемся наполнить эти функции содержанием деятельности старшего воспитателя. Оно должно дополняться с учетом специфики, особенностей работы каждого конкретного детского сада (см. таблицу) Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2007, с. 15. .

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ

В каждом детском саду ежегодно планируется методическая работа с кадрами. Важно напомнить, что в настоящее время нужно говорить о системе методической работы, модернизации ее задач, содержании. И здесь есть как общее, так и специфическое.

К общему относится выстраивание системы методической работы в трех плоскостях.

1. По отношению к конкретному педагогу, где главной задачей является формирование индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности воспитателя. Поэтому методическая работа в детском саду должна быть нацелена на обогащение знаний педагога, развитие у него мотивов творческой деятельности, развитие педагогической техники исполнительского искусства.

2. По отношению к педагогическому коллективу детского сада, методическая работа решает задачи формирования коллектива единомышленников. Она направлена на выработку педагогического кредо, традиций коллектива, на организацию диагностики и самодиагностики, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, на выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта. В настоящее время важно приобщение коллектива к научно-экспериментальной работе.

3. Методическая работа в детском саду строится по отношению к общей системе непрерывного образования, что предполагает творческое осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики. В каждом детском саду дифференцированно строится система повышения квалификации педагогов через самообразование и все формы методической работы.

Выстроить систему методической работы можно на основе анализа достигнутых результатов ДОУ: результатов учебно-воспитательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплоченности педагогического коллектива, конкретных интересов, потребностей и запросов воспитателей. Для руководителя всегда актуален поиск и выбор оптимального варианта методической работы. При этом необходимо учитывать разносторонний характер ее содержания и разнообразие форм и методов работы с кадрами.

Чтобы оценить систему методической работы в дошкольном учреждении, необходимо выделить критерии оценки. Их количество может быть разное и зависеть от конкретного детского сада, но наиболее общие нужно учитывать всегда.

Первый критерий результативности методической работы можно считать достигнутым, если результаты развития детей растут, достигая оптимального уровня для каждого ребенка или приближаясь к нему за отведенное время без перегрузки детей.

Второй критерий рациональных затрат времени. Экономичность методической работы достигается там, где рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование, во всяком случае, без перегрузки педагогов этими видами деятельности.

Третий критерий стимулирующей роли методической работы заключается в том, что в коллективе наблюдается улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов в их удовлетворенности результатами своего труда.

Важно помнить, что истинная оценка эффективности методической работы дается по конечному результату, а не по числу разнообразно проведенных мероприятий Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М.: Творческий центр "Сфера", 2003, с. 64-65. .

3. Формы организации методической работы с педагогическим коллективом ДОУ

Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп:

групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.);

индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.). Рассмотрим основные формы методической работы.

Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, руководитель должен учитывать их оптимальное сочетание между собой. Хочется напомнить, что структура системы для каждого дошкольного учреждения будет разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется конкретными для данного учреждения как организационно-педагогическими, так и морально-психологическими условиями в коллективе Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. М.: Просвещение, 1990, с. 36 с. .

Педагогический совет является одной из форм методической работы в ДОУ. Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения.

Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам воспитателей и т.д.

Любая консультация требует от старшего воспитателя подготовки и профессиональной компетентности.

Основные консультации планируются в годовом плане работы учреждения, однако отдельные проводятся по мере необходимости.

Используя разные методы при проведении консультаций, старший воспитатель не только ставит задачи передачи знаний педагогам, но и стремится сформировать у них творческое отношение к деятельности.

Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду.

В годовом плане дошкольного учреждения определяется тема семинара и в начале учебного года руководитель составляет подробный план его работы.

Развернутость плана с четким указанием времени работы, продуманностью заданий привлечет внимание большего количества желающих принять участие в его работе. На первом же занятии можно предложить дополнить этот план конкретными вопросами, на которые воспитатели хотели бы получить ответ.

Руководителем семинара может быть заведующая или старший воспитатель, приглашенные специалисты. К проведению отдельных занятий можно привлекать воспитателей, специалистов, медицинских работников. Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут воспитатели, имеющие опыт работы по данной проблеме.

Все чаще поднимается вопрос о необходимости обучения родителей, особенно молодых мам, методам личностно-ориентированного общения с ребенком-дошкольником. Поэтому организация семинара-практикума для родителей - важная форма работы. К проведению такого семинара могут привлекаться разные специалисты, которые расскажут, какую игрушку предпочтительнее купить своему малышу; они же научат, как организовать игру. Можно устроить вечер игр детей и взрослых, в котором руководитель семинара будет внимательным советчиком и наблюдателем. О своих наблюдениях, заметках он расскажет родителям на следующем занятии и даст конкретные рекомендации относительно методов индивидуального общения с ребенком.

Семинар не ограничен определенными рамками времени и не связан с постоянным местом проведения. Семинар можно считать эффективным, если он помогает быстро и своевременно вносить изменения в учебно-воспитательный процесс.

Большую роль в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему и предварительная информация. Тематика семинара должна быть актуальна для конкретного дошкольного учреждения и учитывать новую научную информацию.

Если семинар длительный, то хорошо подготовить памятку участникам семинара, в которой указать тему, место и порядок проведения, перечень вопросов, над которыми необходимо подумать, обязательный перечень литературы, с которой полезно предварительно познакомиться. Важно продумать методы и формы включения всех участников семинара в активное обсуждение темы. Для этого используются и ситуативные задачи, работа с перфокартами, обсуждение двух противоположных точек зрения, работа с нормативными документами, методы игрового моделирования и др. Руководитель семинара должен четко продумать задания по каждой теме занятия и оценку их выполнения. По окончании работы семинара можно оформить выставку работ педагогов.

У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Выделяют работу воспитателя, добивающегося наилучших результатов, его опыт называют передовым, его изучают, на него "равняются" Голицина Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. - М.: "Скрипторий 2003", 2008, с. 74-75. .

Передовой педагогический опыт - это средство целенаправленного совершенствования учебно-воспитательного процесса, удовлетворяющее актуальные потребности практики обучения и воспитания.

Передовой педагогический опыт помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми, выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.

Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых достигнут этот результат. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении опыта в свою работу.

Передовой опыт - самая быстрая, оперативная форма, разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, на изменяющуюся ситуацию воспитания. Рожденный в гуще жизни передовой опыт очень инструментален и при соблюдении ряда условий успешно приживается в новых условиях, он наиболее убедителен, привлекателен для практики, ибо представлен в живой, конкретной форме.

В силу такой особой роли передового опыта ежегодно в рамках методической работы в детских садах проводятся открытые показы, на которых и представляется лучший опыт работы по одному из направлений дошкольной педагогики.

Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества. Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей:

пропаганда опыта;

обучение педагогов методам и приемам работы с детьми и т.д.

Планируя методическую работу, необходимо использовать все виды обобщения педагогического опыта. Кроме того, имеются разнообразные формы распространения опыта: открытый показ, работа в паре, авторские семинары и практикумы, конференции, педагогические чтения, недели педагогического мастерства, день открытых дверей, мастер-классы и т.д.

Практика показывает, что изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы, пронизывающей содержание и все ее формы и методы. Значение педагогического опыта трудно переоценить, он обучает, воспитывает, развивает педагогов. Будучи по существу теснейшим образом связан с прогрессивными идеями педагогики и психологии, основанный на достижениях и закономерностях науки, этот опыт служит наиболее надежным проводником передовых идей и технологий в практику ДОУ Тавберидзе В.А., Калугина В.А. Диагностика и критерии оценки деятельности воспитателя в ДОУ: организация управления методической работой. - М.: Школьная пресса, 2008, с. 92-93. .

В настоящее время деловые игры нашли широкое применение в методической работе, в курсовой системе повышения квалификации, в тех формах работы с кадрами, где цель не может быть достигнута более простыми, привычными способами. Положительно то, что деловая игра является сильным инструментом формирования личности профессионала, она помогает наиболее активизировать участников для достижения цели.

Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.

В целом игры, с их многосторонним анализом конкретных ситуаций, позволяют связывать теорию с практическим опытом.

Подготовить и провести деловую игру - процесс творческий. Поэтому конструирование деловой игры носит на себе отпечаток личности автора. Зачастую, взяв модель уже разработанной деловой игры, можно изменить отдельные ее элементы или полностью подменить содержание без изменения модели.

Если деловая игра используется с целью обучения, то необходимо помнить, что она не может предварять семинары и спецкурсы, практические занятия. Она должна проводиться в конце обучения.

Непосредственная разработка материалов деловой игры включает в себя следующие этапы:

создание проекта деловой игры;

описание последовательности действий;

описание организации проведения игры;

составление задания для участников;

подготовка оборудования.

" Круглый стол " - одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Роль организатора "круглого стола" состоит в продумывании и подготовке вопросов к обсуждению, нацеленных на достижение конкретной цели.

В некоторых ДОУ используется интересная форма работы, объединяющая сотрудников - литературная или педагогическая газета . Цель: показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей. Воспитатели пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, оцениваются личностные качества, профессиональные качества, необходимые в работе с детьми, - сочинительство, владение речевыми навыками - образность высказываний и т.д.

Творческие микрогруппы возникли в результате поисков новых эффективных форм методической работы.

Такие группы создаются на исключительно добровольной основе, когда необходимо освоить какой-то новый передовой опыт, новую методику или разработать идею. В группу объединяются несколько педагогов на основе взаимной симпатии, личной дружбы или психологической совместимости. В группе могут быть один-два лидера, которые как бы ведут за собой, берут на себя организационные вопросы.

Каждый член группы сначала самостоятельно изучает опыт, разработку, затем все обмениваются мнениями, спорят, предлагают свои варианты. Важно, чтобы все это реализовалось в практике работы каждого. Члены группы посещают друг у друга занятия, обсуждают их, выделяют лучшие методы и приемы. Если обнаруживается какой-то пробел в понимании знаний или умениях педагога, то идет совместное изучение дополнительной литературы. Совместное творческое освоение нового идет в 3-4 раза быстрее. Как только поставленная цель достигнута - группа распадается. В творческой микрогруппе неформальное общение, главное внимание здесь уделяется поисковой, исследовательской деятельности, с результатами которой в последующем знакомится весь коллектив учреждения.

Следующая форма - работа над единой методической темой . При правильном выборе единой методической темы для всего дошкольного учреждения эта форма делает целостными все другие формы работы по повышению мастерства воспитателей. Если единая тема действительно способна увлечь, захватить всех педагогов, то она выступает и как фактор сплочения коллектива единомышленников. Существует ряд требований, которые необходимо учитывать, выбирая единую тему. Эта тема должна быть актуальной и действительно важной для дошкольного учреждения, с учетом достигнутого им уровня деятельности, интересов и запросов педагогов. Должна быть тесная связь единой темы с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом, накопленным практикой работы других учреждений. Эти требования исключают изобретение уже созданного и позволяют внедрять и развивать все передовое в своем коллективе. Сказанное не исключает и такого подхода, когда коллектив сам проводит опытно-экспериментальную работу и создает необходимые методические разработки. Практика показывает целесообразность определения темы на перспективу, с разбивкой крупной темы по годам.

Единая методическая тема должна проходить красной нитью через все формы методической работы и сочетаться с темами самообразования воспитателей Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2007, с. 45-47. .

методический педагогический коллектив воспитатель

Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений воспитателя и старшего воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации через каждые пять лет. В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т.е. происходит поступательное развитие самого субъекта. Вот почему самообразование в период между курсами необходимо. Оно выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке; способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.

В детском саду старший воспитатель должен создать условия для самообразования педагогов.

Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

Как процесс овладения знаниями оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью.

В процессе самовоспитания у человека развивается умение самостоятельно организовать свою деятельность по приобретению новых знаний.

Руководитель дошкольного образовательного учреждения так организует работу, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью. Самообразование - это первая ступенька к совершенствованию профессионального мастерства. В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия: постоянно обновляется и пополняется библиотечный фонд справочной и методической литературой, опытами работы педагогов.

Методические журналы не просто изучаются и систематизируются по годам, а используются для составления тематических каталогов, помогают педагогу, выбравшему тему самообразования, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему. Библиотечный каталог - это перечень книг, имеющихся в библиотеке и расположенных в определенной системе.

На каждую книгу заводится специальная карточка, в которую записываются фамилия автора, его инициалы, название книги, год и место издания. На обратной стороне можно составлять краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге. В тематические картотеки включаются книги, журнальные статьи, отдельные главы книг. Старший воспитатель составляет каталоги, рекомендации в помощь занимающемуся самообразованием, изучает влияние самообразования на изменения в учебно-воспитательном процессе.

Однако очень важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты).

Это добровольное желание педагога. В методическом кабинете фиксируются лишь тема, над которой работает педагог, и форма и срок отчета. При этом форма отчета может быть следующей: выступление на педагогическом совете или проведение методической работы с коллегами (консультация, семинарское занятие и т.д.). Это может быть показ работы с детьми, в котором воспитатель использует полученные знания в ходе самообразования Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 83-85 с. .

Подводя итог сказанному, подчеркнем, что формы самообразования многообразны:

работа в библиотеках с периодическими изданиями, монографиями, каталогами;

участие в работе научно-практических семинаров, конференций, тренингов;

получение консультаций специалистов, практических центров, кафедр психологии и педагогики высших учебных заведений;

работа с банком диагностических и коррекционно-развивающих программ в районных методических центрах и др.

Результатом этих и других видов работ педагога является процесс рефлексии полученного опыта и на его основе - построение нового опыта Голицина Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. - М.: "Скрипторий 2003", 2008, с. 95. .

Заключение

Для руководителя дошкольного учреждения актуален поиск и выбор оптимального варианта работы детского сада. Коллектив каждого педагогического учреждения должен иметь свое лицо, должна быть индивидуальность в системе работы дошкольного учреждения.

Для этого необходимо использовать новые формы и методы работы с педагогами для повышения их заинтересованности в работе и творческой самоотдачи; искать пути нестандартного решения многих вопросов, возникающих в практике планирования работы дошкольного учреждения. Чтобы конечный результат был всегда высок и эффективен.

В современных условиях можно выстроить эффективную систему методической помощи воспитателю только со знанием конкретных особенностей каждого педагога. Ведь от работы руководителя с педагогами, зависит работа воспитателей с детьми. Главное - научить педагогический коллектив думать сообща над улучшением путей и средств воспитания. Воспитатель должен иметь педагогическую свободу, самостоятельность выбора наиболее эффективного в сложившейся ситуации варианта действия, обладать нравственными качествами доброты и отзывчивости, широтой и искренностью, порядочностью, с уважением относиться к окружающим.

И главная задача руководителя в этом плане - способствовать творчеству педагогов.

В работе с педагогами необходимо обеспечивать обратную связь, откровенный обмен мнениями, анализировать конкретные ситуации, принимать необходимые решения. Необходимо также учить культуре дискуссии, сплачивать коллектив, повышать уровень отношений между сотрудниками.

Список литературы

1. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96 с.

2. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. М.: Просвещение, 1990. - 215 с.

3. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М.: Творческий центр "Сфера", 2003.

4. Голицина Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. - М.: "Скрипторий 2003", 2008. - 104 с.

5. Скоролупова О.А. Планирование как один из этапов работы в ДОУ. - М.: "Скрипторий 2003", 2009. - 101 с.

6. Тавберидзе В.А., Калугина В.А. Диагностика и критерии оценки деятельности воспитателя в ДОУ: организация управления методической работой. - М.: Школьная пресса, 2008. - 154 с.

Приложение

Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости

Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста:

1 . Поступление на работу в детский сад :

А. Не ищи зайца в бору - на опушке сидит.

Б. Ехал к вам, да заехал к нам.

В. Попался, как ворона в суп.

2 . Посвящение в должность воспитателя :

А. Посла не секут, не рубят, а только жалуют.

Б. Летать летаю, а сесть не дают.

В. Напишешь пером, что не вывезешь волом.

3 . Первый самостоятельный опыт :

А. Прежде веку не помрешь.

Б. Его пошли, да сам за ним иди.

В. Как ступил, так и по уши в воду.

4 . Отношение к наставничеству :

А. Наука учит только умного.

Б. Болящий ожидает здравия даже до смерти.

В. Кабы знать, где упасть, так и соломки подостлал.

5 . Проведение занятий с детьми :

А. Не бьет стрела татарина.

Б. Учи других - и сам поймешь.

В. Ехала кума неведомо куда.

6 . Проведение режимных моментов :

А. День в день, топор в день.

Б. Жив, жив Курилка.

В. Что ни хвать, то ерш, да еж.

7 . Родительские собрания :

А. Не трудно сделать, да трудно задумать.

Б. Первый блин комом.

В. Жаловался всем, да никто не слушает.

8 . Участие в педагогических советах в ДОУ :

А. Живет и эта песня для почину.

Б. Стрелял в воробья, да попал в журавля.

В. Фасон дороже приклада.

9 . Конец учебного года :

А. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.

Б. За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают.

В. Вечер плач, а заутре радость.

Ключ к тесту

Если у Вас преобладают ответы:

" А " - у Вас сформированы устойчивые представления о себе как "идеальном педагоге" (каким бы Вы хотели стать), "потенциальном педагоге" (каким бы Вы могли стать) и "реальном педагоге" (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности.

" Б " - у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны - и увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности.

" В " - У Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя - педагога и Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется!

Стрессоустойчивость :

для ответов типа "А" - нормальная.

для ответов типа " Б" - неустойчивая.

для ответов типа "В" - свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи в процессе адаптации к требованиям педагогической профессии.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Психолого-педагогические основы организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Основные формы организации методической работы с педагогическим коллективом. Методика организации деловых игр в методической работе ДОУ.

    дипломная работа , добавлен 14.11.2013

    дипломная работа , добавлен 24.12.2017

    Характеристика сущности, методов и форм методической работы. Инновационные аспекты в методической работе. Опыт преподавателя экономических дисциплин в применении инноваций в учебно-воспитательном процессе. Пути совершенствования методической работы.

    дипломная работа , добавлен 10.09.2010

    Сущность методической деятельности педагога. Виды методической деятельности. Уровни и формы осуществления методической деятельности. Предметные (цикловые) методические комиссии. Основные направления деятельности. Массовые формы методической работы.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2009

    Понятие и сущность инноваций в образовании. Особенности методической работы в дошкольном образовательном учреждении. Модель организации методической работы в МДОУ детский сад № 4 г. Карталы. Обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

    дипломная работа , добавлен 08.11.2013

    Задачи методической службы в дошкольном образовательном учреждении. Утверждение комплексной программы, соответствующей требованиям к содержанию, методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Осуществление методической работы с педагогами.

    реферат , добавлен 12.05.2011

    Основы организации методической работы в школе. Механизм обсуждения современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки. Организация работы над проблемой школы. Организация работы педагогов над единой методической темой.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2012

    Психолого-педагогические проблемы развития сюжетной игры у дошкольников. Основные направления методической работы по организации игровой деятельности ребенка. Организация методической работы по формированию игровых умений детей пятого года жизни.

    дипломная работа , добавлен 19.01.2011

    Проблема дефицита квалифицированных методических кадров. Основные функции методической службы. Методическая работа в учреждении дополнительного образования детей, ее структура, цели и особенности организации. Основные элементы методической работы.

    реферат , добавлен 28.11.2010

    Компоненты системы методической работы в образовательном учреждении. Организация учебно-воспитательного процесса в автотранспортном колледже в условиях модернизации образования. Роль инноваций в методической работе преподавателя экономических дисциплин.

«ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПЕДАГОГАМ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Шепелёва Наталья Петровна

Методическая помощь - это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности детских коллективов, педагогических кадров, методистов системы ДОД школ и дошкольных учреждений.

Методическая помощь осуществляется различными средствами - консультированием, методическим руководством, методическим обеспечением и т.д.

Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.

Текущая консультация проводится систематически по различным вопросам, возникающим у педагогических работников в ходе их профессиональной деятельности. Консультация-оперативка проводятся по инициативе методиста, администрации, педагогов в ходе организации и проведения конкретных воспитательных дел. Компетентность методиста проявляется в мгновенной реакции на допущенные просчеты и в оказании незамедлительной помощи.

Наставничество используется в работе с молодыми специалистами УДОД, а также при освоении результативного педагогического опыта. В основе этого вида помощи находятся данные проблемного самоанализа деятельности педагога, анализа процесса и условий апробации новых методик, образовательных программ и т. д.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Методисты и педагоги дополнительного образования оформляют результаты своей деятельности в трех основных видах методической продукции:

1. информационно-пропагандистской,

2. организационно-инструктивной

3. прикладной.

1. Информационно-пропагандистская методическая продукция содержит сведения, подлежащие распространению, разъяснения приемов и методов, анализ опыта, описания педагогических технологий, ориентирует в текущих событиях, пропагандирует наиболее важные и актуальные направления педагогической деятельности.

Методическое описание содержит простое изложение проведенного воспитательного дела, увиденного события или средств его проведения. Часто повествование идет от первого лица, присутствуют личные впечатления, эмоции. Требование к методическому описанию - подробное описание и разъяснение события, действия.

Предположим, методист описывает ход интеллектуальной игры «Дебаты»: подробное описание состава команд игроков (название команд, возрастной состав, психологический настрой на предстоящую игру и т. д.); поэтапное описание " разминки-приветствия капитанов двух команд, личное впечатление методиста от увиденного приветствия, возможные замечания, корректировки и т. д.; подробное описание технологических аспектов основного хода интеллектуальной игры "Дебаты".

Аннотация - это краткое изложение сути, содержания и главных особенностей книги, методического пособия, разработки, сведений об авторе. Аннотация раскрывает назначение данного материала. В ней обязательно указывается, кем и где может быть использована эта методическая работа, книга. В методической службе аннотация применяется и для самообразования, при подготовке к личной аттестации.

Информационный плакат позволяет ознакомить широкий круг людей с предстоящими событиями любого типа или итогами их проведения. Как правило, он предназначен для всеобщего обозрения, поэтому размер, оформление плаката должны быть соответствующими. Информационные плакаты могут также рекламировать и пропагандировать печатные издания из опыта работы, информирующие об адресах этого опыта, календарные планы работы детских объединений ОУДОД и т.д.

Информационно-методическая выставка организуется с целью ознакомления и пропаганды методической литературы или рукописных методических материалов (в том числе из опыта работы). Выставка может быть посвящена определенной теме, рассказывая об опыте работы того или иного педагогического коллектива или педагога, может также знакомить с новинками научно-методической и педагогической литературы.

Выставка может быть:

1) стационарная, работающая в течение долгого времени;

2) временная, действующая накануне праздников или по итогам учебного года;

3) передвижная, фонд которой можно вывезти в дошкольное образовательное учреждение, в школу, в детский оздоровительный лагерь и т. д.

В своей структуре методическая выставка имеет: название, точно отражающее тему выставки, ее назначение; адресат; разделы выставки.

НАПРИМЕР, информационно-методическая выставка: Тема выставки: «Интеграционное пространство Центра дополнительного образования детей»; адресат: педагогические и детские коллективы системы ДОД и общеобразовательной школы; разделы выставки: Интеграция общего и дополнительного образования детей (Области интеграции: «Образование», «Творчество», «Досуг», «Социальная практика», «Управление») и т. д.

Реферат - самая объемная из всех работ описывающего характера. Реферат - это краткое изложение в письменной форме содержания одной или нескольких книг, статей, научных работ, а также критический обзор источников. Это итог углубленной самостоятельной работы над определенной темой. Реферат должен отражать и точку зрения автора на рассматриваемую проблему, накопленный результативный опыт. Реферат не содержит поучительных аннотаций, а описывает имеющийся материал. По характеру информации он носит информационно-аналитический или пропагандистский характер, привлекает внимание к актуальным темам и проблемам. Педагогический работник в реферате демонстрирует теоретические и практические навыки по определенной проблеме; показывает умение изучать, систематизировать и структурировать материал; обобщать и делать выводы.

Примерная структура реферата:

Введение (содержит краткий анализ избранной проблемы, обоснование актуальности; во введении определяются предмет, цели и задачи предстоящего исследования, описываются методики и технологии исследования);

Теоретическая часть (содержит анализ концептуальных положений по избранной проблеме, анализ первоисточников; раскрывает научное состояние проблемы, ее новые аспекты, требующие дальнейшего углубленного изучения и т. д.);

Практическая часть (включает авторские разработки, описание позитивных, негативных результатов самостоятельной исследовательской деятельности, педагогические технологии и т.д.). Эта часть обычно бывает большой по объему и содержит ряд разделов.

Заключение (содержит определенные выводы по результатам проведенного исследования);

Библиография;

Приложения (прикладная методическая продукция по итогам исследовательской и педагогической деятельности)

2. Организационно-инструктивная продукция предлагает, указывает, разъясняет цели и порядок действия, технологии и методики организации образовательного процесса, проведения мероприятий, акций, демонстрирует возможные приемы и формы организации массовых дел.

Инструктивно-методическое письмо включает указания и разъяснения, вытекающие из нормативного документа вышестоящей организации: определяет круг функций и деятельности педагога или педагогического коллектива по выполнению решений вышестоящих органов, раскрывает более полно содержание нормативных документов, положений, приказов, однако, без разъяснения частных методик и рекомендаций. Как правило, инструктивно-методическое письмо составляется вышестоящими организациями и адресовано одной или нескольким категориям работников. Руководителям ОУДОД направляются региональные инструктивные письма обычно из государственных органов управления образованием, на основании этих писем может быть разработано учрежденческое инструктивно-методическое письмо для соответствующих категорий педагогических работников.

Методическая записка дает пояснения к методическим материалам, изложенным более сжато (планам, графикам, таблицам, схемам). Методическая записка должна дать ответ на следующие вопросы: какие задачи решаются данной методической работой; кому она адресована; на основании каких документов, фактов, составлена методическая работа; какова система изложения материала.

Методическая памятка содержит краткие, самые важные сведения о выполнении каких-либо операций или осуществлении каких-либо функций. Наиболее распространенный вид методической продукции, позволяющий в сжатой форме дать алгоритм действий, круг обязанностей, перечень советов. Памятка невелика по объему, обычно не более 1 листа, имеет точного адресата в виде краткого обращения или просто названия. Изложение материала лаконично, без повторений, как правило, по пунктам.

Методические рекомендации - методическое издание, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания. Методические рекомендации разрабатываются на основе изучения или обобщения опыта учителей школ или проведенного исследования. Создаются для оказания помощи педагогическому коллективу, педагогу в выработке решений, основанных на достижении науки и результативного педагогического опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности данного педагогического коллектива, педагога. Раскрывают одну или несколько частных методик, выработанных на основе результативного педагогического опыта. Их задача - рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий, применительно к определенной группе лиц или мероприятий (воспитательных дел, деятельности). В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике. Рекомендации имеют точный адрес.

Вступительная часть - пояснительная записка, где обосновывается актуальность, необходимость данных рекомендаций, дается краткий анализ положения дел по данному вопросу, указывается адрес, разъясняется, какую помощь призвана оказать настоящая работа.

Методические указания по решению организационных вопросов. Примерные варианты проведения с советами как лучше сделать, на какие трудные моменты обратить внимание, какие технические и др. средства использовать и т.д. Описание перспективы результатов рекомендованного, какие задачи поможет решить, какое конкретное действие окажет на участников, чему научит. Здесь же дается краткое перечисление других форм работы, способных закрепить образовательный эффект, развить приобретенные навыки.

Методические рекомендации содержат список рекомендованной литературы по данной теме, список использованной литературы при подготовке данной работы, а также Ф. И. О. автора, год написания, внутреннюю рецензию, выданную Методическим советом ОУДОД, группой специалистов и т. д.

Методическая разработка - комплексная форма, включающая в себя рекомендации по планированию, организации и проведению отдельных массовых мероприятий, методические советы, сценарии, планы выступлений, выставок и т.д. Помогает лучше понять теоретические идеи и практические возможности рекомендованного материала. Примерная схема методической разработки: название разработки; название и форма проведения мероприятия; пояснительная записка, в которой указываются цели и задачи, предлагаемые методы, возраст детей, на которых рассчитано мероприятие, условия для его проведения; оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, плакатов); методические советы на подготовительный период; сценарный план, ход проведения; сценарий, где соблюдаются все композиционные, сюжетные части; методические советы организаторам и постановщикам (на какие особо важные моменты следует обратить внимание, каких ошибок необходимо остерегаться, где лучше проводить и т.д.); методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, какие дела провести для закрепления полученного результата и т.д.); список использованной литературы: Ф. И. О. автора разработки, должность, место работы.

Тематическая папка объединяет:

Нормативные документы, определяющие деятельность в данном направлении;

Прикладную методическую продукцию;

Разработки конкретных дел, сценарии проведенных мероприятий;

Материалы из опыта работы;

Библиографию;

Приложения (дидактический материал).

В методических отделах, методических кабинетах ОУДОД накапливается фонд методических материалов. Методисты создают тематические папки по всем образовательным направленностям, существующим в конкретном учреждении.
Например, рассматриваемое образовательное учреждение имеет статус «Центр дополнительного образования детей», соответственно реализующий 4 образовательных направленности: художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, эколого-биологическое и социально-педагогическое. Поэтому в методическом отделе ЦДОД создаются тематические папки по декоративно-прикладному искусству, по музыкально-эстетическому искусству, по эколого-биологической и социально-педагогической деятельности.

Тематическая папка по декоративно-прикладной деятельности может содержать следующие методические материалы:

Должностные инструкции методистов, курирующих Декоративно-прикладную направленность;

Положения о проведении конкурсов мастерства, выставок народного и декоративно-прикладного искусства праздников и др.;

Методические рекомендации по проведению праздника народных ремесел: «Ярмарка художественных ремесел донского края», выставок-демонстраций «Старинные женские и мужские казачьи костюмы», «Каргопольская народная игрушка», «Орнаменты Семикаракорской росписи» и др.;

Сценарные планы и сценарии праздников, конкурсов, досугово-развлекательных мероприятий;

Диагностические и обучающие методики для педагогов декоративно-прикладного отдела.

Образовательная программа - это нормативный документ, отражающий концепцию педагога в соответствии с заявленными целями деятельности, условиями, ресурсным обеспечением, специальным содержанием, методами и технологией достижения гарантированных положительных результатов. Это - индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, пройдя который он может выйти на тот или иной уровень воспитанности, обученности, прогнозируемый педагогом-разработчиком.

3. Прикладная методическая продукция - вспомогательный материал, дополняющий, иллюстрирующий, более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции.

Сценарий - самый распространенный вид прикладной методической продукции. Сценарий - это конспективная, подробная запись праздника, любого дела. В сценарии дословно приводятся слова ведущих, актеров, тексты песен. В ремарках даются сценические указания: художественное оформление, световая партитура, движение участников на сцене и т.д.

Примерная схема сценария:

Название (сценарий праздника «Школьные годы чудесные!»); адресат; цели и задачи; участники, реализующие сценарий, действующие лица; полный текст выбранного сценария; использованная литература.

Сценарий снабжается методическими советами, ремарками. Педагогу предоставляется возможность использовать сценарий не буква в букву, а разрабатывать собственные варианты, не повторяя ошибок.

Сценарий может содержать устойчивые элементы, являющиеся основой формы праздничного действия:

Церемониал - торжественная церемония, яркий праздник (открытие, закрытие, награждение, вручение дипломов, грамот, призов участникам). Организаторам праздников необходимо четко соблюдать правила и условности, на которых строится церемония: подбор и распределение музыки, общий стиль формирования (расстановка участников, как элемент стиля, интонация, речь, темп).

Театрализация - речь идет не о спектакле, а о драматическом действии, представлении. Основные условия театрализации - это не сцена, а наличие драматургии, сюжетного хода, игровых ролей;

Возможность общения - организаторы стремятся устроить все так, чтобы у приглашенных людей была возможность поговорить друг с другом до начала и по окончании торжественной части праздника;

Атмосфера приподнятости, возбуждения - одновременно является условием и результатом успешного воплощения сценарного замысла. Особенностью праздничной атмосферы является то, что праздник всеми участниками переживается как бы на уровнях: «с собой», «с другими / всеми участниками», «через рассказ».

Тематическая подборка необходима при накоплении материалов для написания рекомендаций, сценариев. Это может быть подборка стихов, песен, игр, описание КТД цитат, поговорок, фотографий, рисунков и т.д. на одну определенную тему. Тематическая подборка оформляется в папку для бумаг, в скоросшиватель, в альбом, в большие конверты или в др.

Картотека - систематизированное в алфавитном порядке (как правило - по темам или направлениям) собрание карточек со сведениями и материалами по методической работе. Картотеки могут быть: методической литературы; газетных и журнальных статей; методических разработок; медиатека; видеотека, фонотека; игр; поговорок; цитат и др. Картотека состоит из специальных каталожных карточек, заполненных по определенной схеме. По форме каталог может представлять собой либо каталожные карточки, объединенные в картотеку, либо просто линейный текст, либо папку-скоросшиватель с подборкой материалов.

Методическая тема (проблема) - это конкретное направление, связанное с изучением и разработкой методических аспектов определенной проблемы, предмет методического исследования. Выбор методической темы обусловлен личным практическим педагогическим опытом методистов, педагогов, потребностями субъектов взаимодействия, спецификой работы. Этапами работы могут быть: выбор и обоснование темы, определение целей и задач, составление плана; отбор форм и методов работы над темой; накопление, систематизация и анализ теоретического и практического материала по теме; экспериментальная проработка материала, конструирование опыта; выпуск методической продукции; определение значения наработанного и сферы его применения.

При разработке годового плана методической деятельности многие педагогические коллективы ОУДОД в начале учебного года определяют методическую тему, над которой будут работать в течение всего года. Например, «Овладение принципами программно-методического обеспечения в ОУДОД», «Определение качества образовательно-воспитательной деятельности в ОУДОД»

Документация учебно-методической продукции включает разработку учебных планов, образовательных программ, учебно-методических пособий, предназначенных для внедрения в систему дополнительного образования детей.

Цель: Построение системы работы по оказанию методической помощи молодым специалистам, создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Задачи:

1. Формирование профессиональной творческой позиции педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения.

2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.

3. Развитие способности выбирать педагогические технологии,

адекватные приоритетным задачам воспитания.

В одной из своих статей Л.Н. Толстой писал, что современным делает педагога сочетание любви к детям с профессиональными знаниями и увлечение педагогической деятельностью. Такому педагогу свойственно стремление к постоянному профессиональному росту. Личностному совершенствованию. Подъему общего культурного уровня. Именно о таком педагоге мечтает каждый ребенок. Именно таким должен быть каждый молодой специалист.

улыбка на лицах детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Построение системы работы по оказанию методической помощи молодым специалистам, создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Задачи:

1. Формирование профессиональной творческой позиции педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения.

2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.

3. Развитие способности выбирать педагогические технологии,

адекватные приоритетным задачам воспитания.

Актуальные проблемы .

Современное общество и родители предъявляют высокие требования к системе организации образовательного процесса в детском саду, к профессиональным умениям педагога.

Но в дошкольном учреждении работают педагоги разной квалификации:

По образованию,

По стажу,

По профессиональному уровню.

Дидактические принципы

В основе работы с педагогами лежат принципы педагогического мышления.

Принцип диалогизации - равенство партнеров, открытость и доверие,

Принцип индивидуализации - ориентация на специфичность интересов и способов каждого, обязательный учет своеобразия каждой творческой индивидуальности, в условиях ее деятельности с целью создания возможностей для самовыражения личности,

Принцип дифференциации предполагает взаимозависимость уровня контроля от результатов работы всего педагогического коллектива, в отдельных его группах, отличающиеся по уровню профессиональной квалификации,

Принцип проблемамизации - стимулирование тенденции к интеллектуальному росту, создание условий для самостоятельного поиска решений.

Пути решения задач:

Работу начала с изучения литературы, где выделила нужную информацию для выработки и формирования определенного подхода к организации методической работы с молодыми педагогами. В результате изучения:

Методической литературы по организации активных форм методической работы с педагогами,

Опыта работы по данной проблеме, подобрала методические материалы

для диагностической деятельности: анкеты, схемы, вопросники и др. (см. прил.), составила картотеку методической литературы в помощь молодым педагогам, а так же выявила уровень профессиональной подготовленности молодых воспитателей (см. прил.).

Выстроила систему работы с начинающими педагогами, ориентируя их па применение современных методов и приемов в работе с детьми, на развитие и совершенствование профессиональных умений.

Все это предполагает решение задач:

1 .Сформировать чувство уверенности у молодого воспитателя.

2.Воспитать педагогическую культуру.

3.Повысить знания, умения и навыки педагога.

Период вхождения начинающего педагога в профессию

отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Основа педагогического успеха - это его фундамент. Каков будет фундамент, таков будет и успех работы. Поэтому, мне кажется, что основа успешной деятельности педагога - это сплав из любви к детям и любви к своей профессиональной деятельности.

Любовь к детям - основа основ педагогического дела. Любить детей -значит, находить радость в общении с ними, уметь их понимать и прощать, радоваться и сопереживать вместе с ними, принимать близко к сердцу их радости и горести, наконец, верцть, что каждый ребенок будет хорошим человеком. И помнить, что наряду с подготовкой к будущей взрослой жизни, жизнь воспитанников сегодня столь же важна.

Любовь к профессиональной деятельности. Как гласит одна народная пословица « Педагог - это не профессия, это диагноз». Поэтому главное для педагога, чтобы его профессия была - его предназначением и" призванием. Может быть, оно (т.е. призвание) не столь ярко проявляется в первый год работы, но оно будет крепнуть с каждым днем, с каждым проведенным занятием, с каждым общением с детьми. Это - фундамент, основа успеха.

Каждому человеку от рождения природой даны задатки, которые можно представить в виде дерева с зелеными почками, они при благоприятных условиях распускаются, превращаясь в педагогические способности. Ведущие педагогические способности:

* коммуникативность;

* доброжелательность;

* общительность; профессиональная зоркость;

* педагогическая интуиция;

* наблюдательность;

* воображение;

* способность к творчеству;

* умение логически мыслить и убеждать.

Другой «опорой» в становлении успешного педагога являются профессионально ~ педагогические знания:

знание педагогики, психологии и методики преподавания;

Педагог должен быть в курсе новейших открытий, исследований, достижений. В подтверждение этих слов приведу цитату из трудов русского педагога Павла Петровича Блонского: «Настоящий воспитатель - не энциклопедический словарь, но Сократ»;

Теоретические знания обеспечивают такое качество воспитателя, как уверенность в себе. Если ты умеешь, самый обычный факт подать как открытие и добиться удивления и восторга детей, то можешь считать, что половину дела ты уже сделал.

На мой взгляд, профессиональная педагогическая деятельность имеет характерные особенности:

Не допускается скидок на недостаточную квалификацию;

Высокие и жесткие требования к профессиональной компетентности со стороны образовательной среды действуют с первого и до последнего дня работы;

Педагог не имеет возможности остановить процесс, отсрочить его, чтобы, например, получить консультацию;

Работа воспитателя зачастую требует мгновенной, но профессиональной точной реакции;

Имеют место высокая цена ошибок и значительный период проявления окончательных результатов педагогической деятельности и др.

Все эти задачи я решаю с учетом того, что в своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов:
І этап – 1-й год работы: самый сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег;
ІІ этап – 2–3-й годы работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые городские мероприятия: методические объединения воспитателей, отчеты и т. д. Все интересные идеи, методы и приемы по рекомендации старшего воспитателя фиксирует в "Творческой тетради". На этом этапе старший воспитатель предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада;
ІІІ этап – 4–5-й годы работы: складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии;
ІV этап – 6-й год работы: происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.
Хочется отметить, что прохождение этапов становления молодого специалиста для каждого педагога очень индивидуальна.

Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому к каждому педагогу я подхожу дифференцированно. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости

Для меня особое место в системе совершенствования образовательного процесса занимает организация методической помощи начинающему педагогу. Поэтому начинающему педагогу я стараюсь оказывать особую систематическую и разностороннюю помощь.

В работе с молодыми специалистами использую различные интерактивные формы и методы работы:

Формы:

Методы:

  • лекция – беседа,
  • семинары-практикумы;
  • психологические тренинги,
  • проблемно-проектный семинар,
  • круглый стол и др.
  • игровые ситуации,
  • диагностика,
  • разыгрывание ролей,
  • мозговой штурм,
  • диалог,
  • методы проблемного обучения
  • эвристическая беседа,
    исследовательский метод,
  • метод «Шесть шляп»

В течение года организую консультации:

- « Интеграция образовательных областей»;

Современные образовательные технологии как средство реализации ФГОС»;

- « Построение развивающей среды в ОУ»;

- « Всеобщая декларация прав человека»;

- « Воспитание искусством»;

- « Здоровьезберегающие технологии»

Провожу практикумы:

- « Требования к организации ручного труда в детском саду»;

- «Формы взаимодействия с родителями»;

- «Изготовление календарей наблюдения и природы»;

- « Целевые прогулки и экскурсии»;

- «Игра -как ведущая деятельность дошкольника»;

- « Проектирование дизайна группы»:

Молодым специалистам выдаю памятки и методические разработки по темам:

1. «Памятка конкретных дел молодого воспитателя»

2. «Основные показатели современного занятия»(см.прил.)

3. «Этапы планирования занятия и подготовка к нему педагога»

4. «Семь условий, при соблюдении которых, занятие является оздоровительным» (см.прил.)

5. «Анализ педагогом проведенного занятия»(см.прил.)

На начальном этапе провожу индивидуальные беседы, выясняю склонности и личные интересы. Первые встречи - это установка на систематическую самообразовательную работу, на самоанализ и самооценку. В процессе таких бесед выясняю, как педагог оценивает свою подготовленность к ведению конкретных занятий; определяю, какая первоочередная помощь ему нужна, и как в будущем рациональнее использовать его в общественной работе.

АНКЕТА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

УВАЖАЕМЫЙ МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ!

Ответьте на вопросы нашей анкеты для того, чтобы мы могли вас лучше узнать и найти пути дальнейшего вашего становления как педагога.

1. Почему Вы выбрали профессию воспитателя?

2. Как Вы оцениваете свою профессиональную подготовку?

_____________________________________________________________________________

3. С какими трудностями столкнулись в работе? В какой помощи нуждаетесь?

_____________________________________________________________________________

4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?

_____________________________________________________________________________

5. Каковы ваши профессиональные планы на будущее?

_____________________________________________________________________________

6. Что вас привлекает в работе коллектива:

Новизна деятельности;

Условия работы;

Возможность экспериментировать;

Пример и влияние коллег и руководителя;

Организация труда;

Доверие;

Возможность профессионального роста.

7. Что вам хотелось бы изменить?

____________________________________________________________________________

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

До начала занятий педагога знакомлю с помещением, в котором он будет работать, с едиными требованиями, существующими в нашем учреждении, с традициями, с распорядком дня, с методическими достижениями педагогического коллектива, с работой методических объединений, с оснащенностью учебных помещений.

Обсуждаются такие вопросы:

Как подготовиться к занятиям, каковы дидактические требования к плану занятий;

Примерная программа изучения индивидуальных особенностей детей;

Как осуществить дифференцированный и индивидуальный подход в обучении;

Начинающего педагога обязательно знакомлю с нашей библиотекой, с имеющимися наглядными пособиями, с расписанием НОД.

К каждому молодому специалисту прикрепила наставника - опытного и хорошего воспитателя, чтобы начинающий воспитатель мог получить консультацию и помощь в работе:

Опытный наставник

Молодой педагог

Гулямова М.М.

Смирнова Е.Н.

Смирнова Н.А.

Ильина М.Д.

Козлов А.В.

Малиновская А.И.

Надо отдать должное опытным педагогам, которые отнеслись доброжелательно к молодым специалистам, разработали перспективный план работы наставника и охотно делятся своими знаниями и наработанным материалом.

Перспективный план работы

на 2014-2015 уч.г.

Наставника (Подшибякиной В.Н.)

Месяц

Мероприятия

Цель: развитие профессиональных умений и навыков молодого педагога.

Ноябрь

  • Организация учебно-воспитательного процесса в ДОУ
  • Ведение документации
  • Формы и методы организации совместной деятельности воспитанников с воспитателем

Декабрь

  • Разработка календарно – тематического планирования
  • Структура комплексно-тематического планирования
  • Структура календарного планирования

Январь

  • Инструктаж по организации работы с родителями и введение документации

Февраль

  • Выбор методической темы для самообразования
  • Подборка методической литературы
  • Собеседование по изученной методической литературы

Март

  • Изучение и внедрение здоровьсберегающих технологий в ДОУ
  • Организация подготовки детей к праздникам и педагогическая позиция при проведении утренников

Апрель

  • Организация и проведение прогулки
  • Обеспечение совместной деятельности детей и педагога в свободное от НОД время
  • Заполнение диагностических карт

Май

  • Оказание помощи при оформлении портфолио педагога
  • Подготовка к организации летней-оздоровительной работы

С молодым педагогом (Смирновой Е.Н.)

Нельзя не согласиться, что процесс наставничества затрагивает интересы как минимум трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и администрации ДОУ

Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет:
отработать усвоенные в период обучения в вузе содержание и методы педагогического сопровождения развития детей, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ на практике;
освоить приемы, направленные на сплочение педагогического коллектива и передачу педагогического опыта от одного поколения другому.
Знакомство с талантливыми педагогами, опытом инновационной деятельности и ее плодами играет важную роль в формировании педагогического идеала молодого специалиста, а порой и в его корректировке. Для начинающего очень важно первое занятие. Когда идти первый раз на занятия к начинающему педагогу? Изначально предоставляю достаточно времени, чтобы педагог мог освоиться, узнать детей, привыкнуть к новой обстановке, найти себя и свое место. На первых порах вполне достаточно беседы с педагогом о том, как прошло его первое занятие. Хорошо, если беседа будет целенаправленной и предметной. Для этого педагогу заранее предлагаю несколько ведущих вопросов, чтобы он мог подготовиться к беседе по существу, к самоанализу своего первого занятия. Такой канвой для беседы могут быть, например, следующие вопросы.

1. Удалось ли осуществить намеченный план занятия?

2. В какой мере?

3. Насколько качественно?

4. Были ли отступления от плана?

5. Усвоили ли дети материал?

6. Как была организована деятельность педагога и детей па занятиях?

7. Кто работал интенсивнее - педагог или воспитанник?

8. Какие моменты занятия были самыми удачными?

9. Что было явно неудачным на занятии?

Я считаю, что полезно сначала предоставить начинающему педагогу возможность самому проанализировать свое занятие, самому оценить его, определив, в какой мере достигнуты учебные и воспитательные цели, которые были намечены. Самоанализ позволяет выработать привычку критически оценивать свои действия, видеть свои недостатки и пути их устранения.

Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:

Трудовая мотивация, педагогическая направленность являются важными факторами при поступлении педагога на работу и закреплены в локальных нормативных актах ДОУ;

Профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и определена в методической работе ДОУ;

В организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя;

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовывать инновационные подходы.

Выполнению перечисленных выше условий, позволяющих адаптироваться начинающим педагогам, во многом способствует организация Школы молодого педагога, в деятельности которой ведущая роль конечно же, отводится старшему воспитателю ДОУ.

План работы

«Школы молодого педагога ДОУ»

на 2014-2015 учебный год.

Школа молодого педагога – организация и создание условий для профессионального роста начинающих педагогов.

Цель деятельности «Школы молодого педагога»:

  • Создание условий для профессионального роста молодых педагогов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
  • Помощь молодым педагогам в организации эффективного взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса (с коллегами, с детьми и их родителями).
  • Обеспечение постепенного вовлечения молодых педагогов во все сферы профессиональной деятельности; а также формирование и воспитание у молодых педагогов потребности в непрерывном самообразовании.

Задачи для реализации цели:

  • Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых педагогов, в процессе адаптации поддержать эмоционально, укрепить веру в себя, формировать интерес к педагогической деятельности;
  • Формировать профессионально значимые качества молодых педагогов, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса.
  • Совершенствовать качество воспитательно-образовательного процесса путём повышения профессионального мастерства молодых специалистов.

СОСТАВ:

Руководитель – Лебедева Елена Викторовна,

Старший воспитатель первой категории Детского сада №3 г.Нелидово

Члены: молодые педагоги ДОУ

Месяц

Мероприятия

Ответственные

Октябрь

Круглый стол « Как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов ДОУ, необходимых для самореализации в профессии»

  1. Педагог ДОУ и современные социокультурные условия.

Инновации, нововведения, новшества в деятельность педагога ДОУ.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое педагогическая инноватика и каковы её основные цели;
  2. Инновационный процессии и участие в нём каждого педагога;
  3. Основные аспекты инновационной деятельности педагога ДОУ.
  • «Как подготовить и провести НОД»
  • «Установление и поддержание контакта с родителями»
  • «Сложная ситуация в группе и выход из неё»

Лебедева Е.В.,

молодые педагоги

Ноябрь

Методические посиделки: «Использование метода образовательных проектов в практике работы ДОУ»

  • Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта.
  • Классификация проектов, используемых в работе ДОУ.
  • технологп.

Индивидуальные консультации по запросам молодых педагогов

Лебедева Е.В.,

молодые педагоги

Декабрь

Тематический педсовет – КВН

«Умение общаться в счастье купаться».

Творческий конкурс «Дидактическое пособие по развитию коммуникативных способностей дошкольников».

Выступления молодых педагогов:

  • Что включает в себя способность к общению.
  • Советы родителям по формированию адекватной оценки
  • Принципы общения с агрессивным ребёнком
  • Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми
  • Советы родителям замкнутых детей

Лебедева Е.В.,

молодые педагоги

Январь

Образовательный салон на тему:

«Личностно-ориентированное воспитание дошкольников»

Творческое задание молодым педагогам:

Подготовить креативные задания и схемы для детей 3-7 лет (интересные рисунки; задания-разрисовки; пиктограммы, мнемотаблицы, развивающие задания)

Лебедева Е.В.,

молодые педагоги

Февраль

Педагогический пробег «Совершенствование работы по укреплению здоровья дошкольников»

Шпаргалки для молодых педагогов:

  • «Организация двигательной активности детей в ДОУ».
  • «Нестандартное оборудование, как средство повышения интереса детей к двигательной активности».
  • «Формы двигательной активности, как средство оздоровления детей»
  • «Прогулка, как метод развития детей ДОУ»

Лебедева Е.В.,

молодые педагоги

Март

Конкурс педагогического мастерства

« Я – воспитатель».

Мини-сочинение в виде проекта «Портрет воспитателя детского сада».

Шпаргалка для молодых педагогов:

  • Информирование родителей о жизни детей в детском саду. Правила оформления родительских уголков, наличие материала, формы их оформления.

Индивидуальные консультации по запросам молодых педагогов.

Лебедева Е.В.,

молодые педагоги

Апрель

Итоговое заседание.

КВН для воспитателей «Организация летней оздоровительной работы в ДОУ».

Анализ работы Школы молодого педагога за 2014-2015 учебный год.

  1. Обсуждение проблем и затруднений реализации плана работы Школы.
  2. Определение основных направлений работы на

2015-2016 учебный год.

Лебедева Е.В.,

молодые специалисты

Для помощи молодым специалистам в методическом кабинете детского сада оформлен педагогический материал “Интересный опыт” с результатами деятельности опытных воспитателей ДОУ.

Сегодня уже можно говорить о результатах нашей работы.


  • В ДОУ создана система работы с молодыми специалистами, которая объединяет деятельность молодых педагогов, опытных наставников, специалистов, администрации;

  • в ДОУ применяются эффективные формы и методы работы с молодыми специалистами, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста;

  • молодые педагоги ведут работу по самообразованию, что позволяет им пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;

  • у молодых педагогов сформирована потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс;

  • закрепление за молодым педагогом педагога-наставника обеспечивает необходимую помощь и поддержку на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию;

В одной из своих статей Л.Н. Толстой писал, что современным делает педагога сочетание любви к детям с профессиональными знаниями и увлечение педагогической деятельностью. Такому педагогу свойственно стремление к постоянному профессиональному росту. Личностному совершенствованию. Подъему общего культурного уровня. Именно о таком педагоге мечтает каждый ребенок. Именно таким должен быть каждый молодой специалист.

Наивысшее проявление педагогической успешности -

улыбка на лицах детей.

Литература:

  1. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы.– М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.– М.: ТЦ Сфера, 2003.
  3. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ.– М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007.
  4. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008.
  5. Вершинина Н.Б, Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно-методические материалы. – Волгоград: Учитель, 2008.

Старший воспитатель
Детского сада №3
Лебедева Елена Викторовна


Лекция 6.

План лекции:

1. Средства методической помощи

· консультирование,

· методическое руководство,

· методическое обеспечение.

2. Формы методической работы.

3. Принципы методической поддержки.

1. Методическая помощь – это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности детских коллективов, педагогических кадров, методистов системы ДОД, школ и дошкольных учреждений. Методическая помощь осуществляется различными средствами –

· консультированием,

· методическим руководством,

· методическим обеспечением и т.д.

Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.

Текущая консультация проводится систематически по различным вопросам, возникающим у педагогических работников в ходе их профессиональной деятельности.

Консультация-оперативка проводятся по инициативе методиста, администрации, педагогов в ходе организации и проведения конкретных воспитательных дел. Компетентность методиста проявляется в мгновенной реакции на допущенные просчеты и в оказании незамедлительной помощи.

Наставничество используется в работе с молодыми специалистами ОУДОД, а также при освоении результативного педагогического опыта. В основе этого вида помощи находятся данные проблемного самоанализа деятельности педагога, анализа процесса и условий апробации новых методик, образовательных программ и т. д.

В практике ОУДОД сложились следующие традиции по ведению методической документации по консультативным вопросам : в методическом кабинете, отделе методисты ведут записи в «Журнале консультативной помощи педагогическим работникам» по форме: виды оказываемой консультативной помощи; Ф. И. О. методического работника, проводящего консультацию; Число, месяц, год проведения консультации; Ф. И. О. педагогического работника, принимающего консультацию; отзыв педагогического работника о полученной консультации, заявка на следующую тематическую консультацию; роспись педагогического работника (консультируемого) в журнале; роспись методиста (консультанта) в журнале.

Методическое руководство выражается в четком определении методистом совместно с педагогическими работниками перспективных и конкретных целей совместной творческой деятельности, соответствующих способов их достижения, намечает этапы и порядок организации образовательной деятельности, разрабатывает критерии и показатели результативности образовательной деятельности, осуществляет контроль за выполнением программ и планов работы. Анализирует ход выполнения Программы развития ОУДОД.



Методическое обучение – это участие методиста в создании и работе методических объединений в ОУДОД и общеобразовательной школе, это – создание педагогических мастерских, проблемных семинаров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий в ОУДОД. Данные средства деятельности позволяют повысить профессиональную компетентность педагогических кадров, пополнить методический фонд, издательскую деятельность.

Логика определения методической поддержки кадров следующая :

· диагностика потребностей и затруднений педагогов, профессионально-значимых их личностных качеств (опросы, анкетирование, тестирование, анализ педагогической практики, самоанализ педагогов), анализ эффективности методической работы в Центре и изучение спроса на методические услуги педагогов и управленцев;

· фиксация выявленных профессиональных потребностей, затруднений, личностных особенностей педагогов, востребованных видов методических услуг на разном уровне;

· анализ выявленных проблем и формулировка заказа на методические услуги со стороны педагогов, управленцев;

· постановка целей, задач, направлений работы методической службы с учетом анализа перечисленных выше факторов, тенденций развития и интеграции общего и дополнительного образования детей в современных условиях.

· выделение основных направлений и разработка содержания деятельности методической службы, адекватного поставленным целям.

1. Совершенствование образовательного процесса.

2. Повышение педагогического мастерства.

3. Создание условий для раскрытия и повышения творческого потенциала педагогов.

4. Привлечение к работе в условиях Центра специалистов в различных областях творческой деятельности и педагогов из других образовательных учреждений.

5. Развитие собственной системы подготовки кадров, в том числе из воспитанников Центра.

6. Организация и координация работы методических объединений в Центре, в городе.

7. Анализ, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

8. Методическое руководство, аттестация педагогических кадров.

9. Методическая работа по программно-аналитическому обеспечению в ЦДОД «Росток» и методическая помощь в организации и совершенствовании дополнительного образования в образовательных учреждениях г.о. Электросталь.

2.Реализуются следующие индивидуальные формы методической работы : самообразование, стажировка, разработка проблем (творческих тем), взаимопосещение занятий, самоанализ, наставничество, собеседование, консультации.

Важными организационными формами методической работы являются:

1. Информационные обзоры научной, методической, педагогической литературы.

2. Выставки творческих работ педагогов и детей, методических разработок, пособий и дидактических материалов.

3. Творческие отчеты педагогов.

4. «Школа педагогического мастерства».

5. Шефство опытных педагогов над молодыми.

6. Открытые занятия, мастер-классы.

7. Практикум по приобретению различных необходимых для работы навыков и умений.

8. Анализ педагогических ситуаций (решение педагогических задач).

9. Проблемные семинары. Проведение деловых и ролевых игр.

10. Диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия», кассета «идей» и др.);

11. «Деловые игры», ролевые игры, занятия-имитации; занятия-панорамы,

12. Лектории ученых-дидактов, психологов, социологов, логопедов и врачей;

13. Проведение конкурса педагогического мастерства

Методическая поддержка педагогических кадров базируется на следующих принципах:

1. Максимальное использование опыта педагогов с целью повышения результативности и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

2. Принцип деятельности обучения через опыт. Ориентация на активизацию творческого потенциала педагогов через организацию деятельности, практико-ориентированных форм и методов методической поддержки кадров. Погружение в определенные ситуации.

3. Психолого-педагогическая поддержка кадров.

4. Принцип свободы выбора методической деятельности ориентирован на профессиональные потребности и затруднения педагогов.

5. Принцип семинарской работы – сотрудничество, совместный поиск, совместное творчество (сотворчество).

Успешное развитие сферы досуга немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность . В научной литературе методическая деятельность рассматривается как совокупность действий, направленных на получение, систематизацию и распространение методических знаний. Основными субъектами методической деятельности являются методисты , профессионально занимающиеся ею. Методическая деятельность является одним из аспектов профессиональной деятельности методиста, которую он осуществляет наряду с другими (например, педагогической, организационно-массовой и др.) Она включает в себя, прежде всего изучение теории, методики и практики культурно-досуговой работы и разработку методики осуществления и анализа культурно-досуговых мероприятий.
Основные виды методической деятельности :
самообразование;
описание и обобщение передового опыта;
создание методической продукции;
обучение кадров культурно-досуговой работы, методическое руководство;
методическая помощь;
методическая коррекция.
Методическая помощь - это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности творческих коллективов, кадров культурно-досуговой сферы, учреждений культуры.

Методическая помощь осуществляется различными средствами - консультированием, методическим руководством, методическим обеспечением и т.д.

Основные формы методической помощи
Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.
Текущая консультация проводится систематически по различным вопросам, возникающим у культорганизаторов и руководителей художественных коллективов в ходе их профессиональной деятельности.
Консультация-оперативка проводится по инициативе методиста, администрации, руководителей творческих коллективов в ходе организации и проведения, конкретных культурно-досуговых программ. Компетентность методиста проявляется в оперативной реакции на допущенные просчеты и в оказании незамедлительной помощи.
Наставничество используется в работе с молодыми специалистами культурно-досуговых учреждений, а также при освоении результативного передового опыта. В основе этого вида помощи находятся данные проблемного самоанализа деятельности организатора культурно-досуговой работы, анализа процесса и условий апробации новых методик, культурных программ и т. д.
В практике учреждений культурно-досуговой сферы сложились следующие подходы к ведению методической документации по консультативным вопросам : в методическом кабинете методисты ведут записи в «Журнале консультативной помощи работникам». Форма журнала: виды оказываемой консультативной помощи; ФИО методиста, проводящего консультацию; число, месяц, год проведения консультации; ФИО работника, принимающего консультацию и его отзыв о полученной консультации, заявка на следующую тематическую консультацию; росписи консультируемого и методиста в журнале.
Методическое руководство выражается в четком определении методистом совместно с культорганизаторами перспективных и конкретных целей совместной творческой деятельности, соответствующих способов их достижения, намечает этапы и порядок организации образовательной деятельности, разрабатывает критерии и показатели результативности образовательной деятельности, осуществляет контроль за выполнением программ и планов работы.
Методическое обучение - это участие методиста в создании и работе методических объединений в учреждениях культуры, это - создание творческих мастерских, проблемных семинаров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий. Данные средства деятельности позволяют повысить профессиональную компетентность кадров культурно-досуговой работы, пополнить методический фонд, расширить издательскую деятельность.
Эти и другие средства методической помощи наиболее эффективно реализуются в следующих формах методической деятельности: теоретические семинары (доклады, сообщения);



семинары-практикумы (доклады, сообщения);
диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, кассета «идей» и др.);
«деловые игры», ролевые игры, занятия-имитации;
лектории ученых-дидактов, психологов, социологов, логопедов и врачей;
обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений в сфере организации досуга;
обсуждение отдельных открытых мероприятий или их цикла;
обсуждение и оценка авторских программ и проектов, методических разработок, учебно-методических пособий;
обсуждение методов диагностики развития культурно-досуговой среды;
разнообразные выставки, отчеты по самообразованию (доклады, рефераты, разработки занятий);
обсуждение результативного передового опыта и рекомендации к его распространению и внедрению;
конкурсы «Лучший методист», «Лучший культорганизатор года»;
научно-практические конференции, семинары и др.