Законодательство        05.06.2022   

Результаты создания современной образовательной среды. Особенности современной образовательной среды

Педагогические науки/4.Стратегические направления
реформирова­ния системы образования

Канд. пед. наук Панкратова О.П.

Ставропольский государственный университет, Россия

НАПРАВЛЕНИЕ НА НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ЕГО ДОСТИЖЕНИЯ

Основной задачей современного образования является развитие и саморазвитие человека как личности. Цель образования в современном обществе – дать человеку знания и умения, которые позволят ему пользоваться материальными и духовными продуктами общества, средствами информации, массовой коммуникации, грамотно ориентироваться в окружающем мире, стать конкурентоспособной личностью, востребованной на рынке труда, т.е. профессионалом в выбранной сфере деятельности. Другими словами, в процессе обучения каждый человек должен достичь определенного результата.

Результат образования в его в традиционном понимании подразумевает наличие у обучаемого определенного уровняв сфере академических достижений и предполагает наличие некоторого багажа знаний. Эти достижения могут быть выявлены по средствам экзаменационных проверок и тестирования. Однако только при таком подходе сложно достигнуть нового качества образования, так как традиционные цели образования и традиционное понимание сущности образовательных результатов стали все в меньшей степени соответствовать новым социальным требованиям, ключевыми из которых являются:

  • обеспечение способности системы образования гибко реагировать на изменение потребностей экономики и нового общественного устройства;
  • необходимость подготовки российских школьников и студентов к вступлению в глобальную динамичную конкурентную экономику, основанную на информационных технологиях и знаниях;
  • усиление внимания к формированию прикладных умений у обучающихся, что требует существенного изменения учебных материалов, методик преподавания и методов оценки качества образования.

Названные процессы (новые ценности, иные формы организации общества, необходимость удовлетворения потребности общества и государства в подготовке профессионалов нового поколения и др.) требуют модернизации системы образования, необходимость которой диктуется изменениями социальной и экономической стратегии России, динамикой рынка труда и образовательными запросами молодежи. Для осуществления модернизации в высшем образовании несколько лет реализуется закон РФ о переходе на многоуровневое профессиональное образование , а с 2011 года осуществлен переход к стандартам третьего поколения, которые ориентированы на компетентностный подход в подготовке специалистов. Изменение качества обучения является одним из центральных направлений комплексной программы модернизации и общего образования . В соответствии с этой программой образование необходимо ориентировать на достижение новых результатов . Таким образом, главной особенностью современного образования, как высшего, так и общего, условием достижения нового его качества являются новые образовательные результаты , в контексте которых происходит смещение парадигмы образования с обучения индивида на развитие и становление личности.

Обучение– это процесс передачи объекту системы знаний и усвоение этих знаний, умений, навыков деятельности в какой-либо области. Но этого для современного общества недостаточно. Образованный человек должен развиваться в течение всей жизни, переходить из одного состояния в другое, более совершенное, приобретать новые компетенции, изменяться, выступать как мыслитель, создатель, конструктор. А это значит, что развитие является более сложным процессом и в обязательной степени предполагает внутреннюю мотивацию человека к изменению, что связано со сложной системой переформатирования взаимосвязей, и требует больше времени.

Таким образом, в качестве главного направления определим ориентацию всего процесса обучения на результат (новый образовательный результат ), а среди характерных черт новой парадигмы образования назовем:

· системный подход , как к содержанию, так и к применяемым технологиям и методам обучения, что позволит учесть не только текущие планы по формированию профессиональных качеств личности обучаемых, но и выстроить стратегию на их дальнейшее обучение и развитие, а так же прогнозировать перспективы развития их профессионального роста и, тем самым, формировать кадровые резервы государства;

· технологичность обучения : основой и неотъемлемым компонентом современной системы обучения является информационная образовательная среда, предоставляющая в качестве средств обучения информационные и коммуникационные технологии;

· конструктивизм обучения : это означает, что участник не просто получает в процессе обучения определенный объем знаний и навыков, но и активно конструирует новые знания на основе собственного опыта, встраивает эти знания и навыки в свою модель мира, и создает свое собственное его понимание.

В стандартах высшего профессионального образования образовательные результаты определяются, как демонстрируемые студентом (выпускником) по завершении образования (курса, модуля, учебной дисциплины и т.д.) и измеряемые знания, умения, навыки, которые выражаются с помощью («на языке») компетенций. Компетенция выражена, как динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности и личностного развития выпускников, и которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы .

Для того чтобы достичь поставленной цели образования- нового образовательного результата - необходимо разработать технологию проектирования этого результата, которая предполагает наличие новых видов деятельности, как со стороны обучаемых, так и со стороны обучающих. В свою очередь это инициирует необходимость разработки новой системы методов, форм, средств, технологий обучения, для реализации которых необходима некая среда. Ряд научных исследований (С.В. Зенкина, А.А. Кузнецов, Е.С. Полат, В.В. Рубцов и др.) свидетельствует о том, что современные образовательные результаты могут быть полноценно сформированы только в информационной образовательной среде , так как она обладает необходимым дидактическим потенциалом, является технологической основой и неотъемлемым компонентом современной системы обучения, инициирует изменение всей педагогической системы вуза и выступает как основное условие достижения нового образовательного результата.

Итак, анализируя выше сказанное, делаем вывод: современные результаты образования должны трактоваться на уровнях бакалавра/специалиста/магистра, с точки зрения компетентностного подхода и их достижение возможно в условиях информационной образовательной среды (рис. 1), качественными характеристиками которой являются: целостность, универсальность, открытость, гибкость, демократичность, доступность деятельностная и социокультурная основа, ориентация средына самообразование, профессиональная направленность среды и др.

Перечисленные характеристики информационной образовательной среды отражают взаимосвязь условий, обеспечивающих формирование человека, играют ведущую роль в модернизации качества профессиональной подготовки студентов, становлении и развитии у них новых современных базовых знаний, умений навыков и компетенций, т.е. нового образовательного результата.


Рис. 1. Схема достижения новых образовательных результатов в информационной образовательной среде

Литература:

1.Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 211 с.

Современная образовательная среда как фактор обеспечения качества образовательного процесса.

Создание развивающей среды для педагогов и учащихся – это одно из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений, предусматривающих обеспечение санитарно-гигиенических условий внутришкольной среды, создание условий для обучения и воспитания, создание психологической комфортности.

Основные принципы, лежащие в основе создания развивающей среды в образовательном учреждении:

  1. Демократизация (распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками образовательного процесса).
  2. Гуманизация (равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворение культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями. Переориентация образовательного процесса на личность ученика).
  3. Гуманитаризация образовательных программ (соотношение и сочетание учебных предметов и информации, применение таких технологий обучения, которые обеспечивают приоритет общечеловеческих ценностей, целостность, последовательность, преемственность и опережающий характер обучения).
  4. Дифференциация, мобильность и развитие (обеспечение учащимся по мере их взросления, социального становления и самоопределения возможности передвижения: смена класса, выбор профиля, направленности образования).
  5. Открытость образования (предоставление возможности общего образования на любой ступени, любом уровне: базисном и дополнительном).

Все эти принципы становятся руководством к действию в школе, где одним из основных направлений является создание развивающей среды для учителя и ученика. При этом основная функция современной школы – целенаправленная социализация личности: введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, погружение в материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. Осуществление этой функции предполагает, с одной стороны, удовлетворение потребностей индивида, группы, общества, с другой – формирование общей культуры личности, ее социальной ориентированности, мобильности, способности адаптироваться и успешно функционировать.

Для того чтобы оценить, насколько успешно идет процесс по созданию развивающей среды для педагогов и учащихся, анализируются следующие показатели деятельности:

  1. Инновационная деятельность школы – обновление содержания образования (базисного и дополнительного компонентов, программ обучения и воспитания); обновление педагогических технологий, методов и форм работы (методики освоения программ, преобладание индивидуальных или групповых форм организации познавательной деятельности над общеклассными).
  2. Организация учебно-воспитательного процесса – самоуправление, сотрудничество учителей, учащихся и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; совместное планирование и организация деятельности ученика и учителя как равноправных партнеров; разделение ответственности за результаты УВП между учеником и учителем; высокий уровень мотивации участников педагогического процесса; комфортная среда для всех участников целостного педагогического процесса; право выбора содержания, профиля, форм получения образования учащимися.
  3. Эффективность учебно-воспитательного процесса – сравнение соответствия конечных результатов запланированным (степень воспитанности и обученности учащихся, их начитанность и глубокое познание какой-либо области науки, отношение учебе, труду, природе, общественным нормам и законам, отношение к себе).

Деятельность школы в режиме создания развивающей среды для всех участников образовательного процесса делает необходимым определение новых подходов и управлению. Ведущее место занимает стимулирующая мотивационная управленческая деятельность как учащихся, так и учителей. Наряду с моральными поощрениями необходимо применять и материальные вознаграждения (премии для учащихся, надбавка к зарплате учителей за инновационную образовательную деятельность и др.). Изменяется и характер контроля. Жесткий контроль сверху переходит в режим самоконтроля. Новое содержание функций управления школой становится движущей силой, позволяющей преобразовать деятельность из функционирующей в развивающую.

Созданию в школе развивающей среды способствуют:

  1. Концепция и программа развития школы.
  2. Моделирование УВП как системы, помогающей саморазвитию личности.
  3. Проведение в школе инновационной исследовательской работы.
  4. Сплоченный общностью цели коллектив учителей и учащихся.
  5. Организация оптимальной системы управления.
  6. Система эффективной научно-методической деятельности.
  7. Учебно-материальная база, достаточная для формирования развивающей среды.
  8. Набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с потребностями участников педагогического процесса.

Деятельность школы в режиме создания развивающей среды подразумевает и особые управленческие действия администрации. Это могут быть, например, изучение образовательных потребностей детей, желаний родителей; возможностей педагогического коллектива работать в новых инновационных условиях; определение зоны ближайшего развития каждого участника педагогического процесса; выбор системы (технологии) обучения, воспитания и развития для каждой ступени и т.д. Создание таких условий позволит ученику реализовать свое право на образование в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями. Учитель же сможет развить свои профессиональные и личные качества. Он обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дает ребенку возможность быть самим собой, не преподает, а организует учебно-познавательную деятельность. Коллектив работает в творческом поисковом режиме.

Основные направления

по созданию развивающей среды.

Родители стоят перед выбором образовательного учреждения для своего ребенка.

Очень важно, чтобы с первого дня юного ученика окружала комфортная развивающая среда, наличие возможности развивать свои индивидуальные личностные способности, заботливые и чуткие педагоги, создающие для детей благоприятный психологический климат.

Если для педагога и ученика будут созданы условия для развития личности в социальном, психическом и физическом аспектах развития, то развивающая среда для педагогов и учеников в общеобразовательном учреждении будет создана.

Создание развивающей среды в ОУ предполагает

для педагога:

  1. наличие концепции непрерывной подготовки и переподготовки кадров;
  2. соответствие целей и задач развития образования в школе целям и задачам развития творческого потенциала учителей;
  3. создание условий для успешного формирования творческого потенциала учителей (материальных, юридический, санитарно-гигиенических и т.д);
  4. создание условий для педагогических исследований, эксперимента и научного творчества;
  5. создание в педагогическом коллективе психологической атмосферы, которая обеспечивает каждому педагогу психологический комфорт и оптимальный интеллектуальный режим, культурный уровень педагогического труда;
  6. обеспечение педагогов школы психологическим обслуживанием (психологические тренинги, консультирование по личным и профессиональным вопросам, вооружение психологическими знаниями);
  7. осуществление такого управления педагогическим коллективом, которое мотивировано на успех каждого педагога;
  8. удовлетворение потребностей педагогов в способах педагогической деятельности, направленной на успех (предоставление возможности обучать по новым технологиям, использовать в педагогической деятельности аудио-, видеотехнику, компьютер, разрабатывать авторские программы);

для ученика:

  1. организация учебно-воспитательного процесса на основе:

Выявления особенностей ученика как субъекта;

Признания субъективного опыта ученика как самобытности, самоценности;

Построения педагогических воздействий с максимальной опорой на субъективный опыт ученика;

2. воспитание школьников в соответствии с моделью развитой личности в психологическом (высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к действию), социальном (моральное самообеспечение, адекватная оценка своего «я», самоопределение), физическом (нормальная деятельность организма, поддержка умственного и психического развития) аспектах;

3. наличие системы психологической и педагогической диагностики, результаты которой закладываются в основу личностно ориентированного обучения школьников;

4. развитие у школьников умений самостоятельно добывать знания;

5. создание в ученическом коллективе психологической атмосферы, которая обеспечивает каждому ребенку психологический комфорт и оптимальный интеллектуальный режим, культурный уровень ученического труда;

6. создание условий для успешного развития школьников;

7. создание условий для развития у детей социальной адаптации, жизненной защищенности, эффективной представленности в мире сегодня и завтра.

Создание развивающей среды предполагает образование центра дополнительного образования в школе. Он строится на основе модели, подразумевающей организацию учащихся во второй половине дня в группы, различные по направлениям (познавательной, творческой, развивающей) деятельности, формам организации и возрастному составу.

Думать о создании комфортной развивающей среды для ученика необходимо еще до поступления ребенка в школу. С этой целью разрабатывается комплексно-целевая программа по осуществлению преемственности между детским садом и начальной школой, начальной школой и средним звеном. При составлении данной программы возможны следующие направления деятельности школы:

Изучение психологических возможностей детей дошкольного и младшего подросткового возраста;

Сравнение содержания изучаемых предметов и согласование основных программных тем, обеспечение условий для повторения учебного материала;

Согласование методов и приемов обучения в 4-х и 5-х классах, обеспечение условий "мягкой" адаптации учащихся 5-х классов к новым формам обучения;

Создание благоприятных условий для адаптации учащихся 1-ых классов;

Анализ адаптационного периода, выявление трудностей, разработка мероприятий для их преодоления.

Важность проблемы преемственности между детским садом и начальной школой, начальным и средним звеном определяется тем, что с переходом в 1-е и 5-е классы у школьников начинается сложный период адаптации, который связан с изменениями в организации обучения, со сменой его форм и методов, режима дня, увеличения нагрузки и т.д.

Учителя начальной школы должны хорошо знать особенности раннего развития личных качеств. Это позволит обеспечить легкий и естественный переход ребенка в школу.

Вместе с тем учителя основной школы, работающие с пятиклассниками, часто недооценивают те психолого-физиологические изменения, которые происходят с младшими подростками в этот период. Дело в том, что у них начинается первый период полового созревания и происходящие при этом процессы часто отрицательно сказываются на познавательной деятельности детей. Так, пятиклассники медленнее читают, пишут, им требуется больше времени на решение логических задач, несколько снижается объем памяти, внимания. Многие подростки становятся раздражительными, неадекватно реагируют на замечания взрослых, капризничают, проявляют упрямство. Все это учителя и родители часто считают проявлением испорченности ребенка, начинают его "воспитывать", что еще больше усугубляет отрицательное поведение подростка. Что же делать? Необходимо постараться понять ребенка, предоставить ему право самому решить проблему, не реагировать бурно на проявление его упрямства и несдержанности. Очень важно не увеличивать сразу учебную нагрузку школьников 5-6 классов, иначе, с учетом их психологического состояния, может наступить стресс и возникнуть отрицательное отношение к учебе.

Для устранения трудностей, связанных с адаптацией учащихся при переходе из детского сада в начальную школу и из начальной школы в среднее звено, в школе создана психологическая служба. С этой же целью разработана и комплексно-целевая программа преемственности между детским садом начальной школой, начальной школой и средним звеном.

В последнее десятилетие в современном обществе центральной идеей является сохранение здоровья подрастающего поколения, как основополагающего фактора будущего благополучия государства. Необходимым условием для создания в образовательном учреждении развивающей среды для учителя и ученика является определение единого подхода к решению вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья, основанном на научном обосновании оздоровительного, воспитательно-образовательного процесса, организованного с учетом индивидуальных и возрастных адаптивных особенностей и возможностей обучающихся, социально-гигиенической, санитарно-эпидемиологической обстановки, в которой находится школа – другими словами, способствовать созданию здоровьесберегающей среды с учетом показателей физического, психического и социального здоровья.

Формирование здоровье сберегающей среды возможно только при условии широкой интеграции учреждений базового и дополнительного образования, целенаправленной социальной политики административно-управленческих структур, опирающейся на накопленный научно-практический и организационный опыт по использованию современных информационных технологий, средств и методов сохранения, укрепления физического, психического и социального здоровья обучающихся и педагогов, их адаптации к воспитательно-образовательному процессу, профилизации, сопровождаемой социализацией личности.

В последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении. Целенаправленное и интенсивное комплексное развитие способностей ребёнка становится одной из центральных задач образовательного процесса. Модернизация образования ориентирует школу не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Новые информационные технологии – достаточно сильный фактор влияния на развитие образовательной среды. Процессы информатизации общества в целом находят несомненное отражение в практике современной школы. Явление, только наметившееся в конце 18 века, когда количество социально-значимой информации стало значительно увеличиваться в течение одной человеческой жизни и переработка всей этой информации стала практически непосильной для одного человека, приобрело всеобъемлющий характер сегодня. "Информационный взрыв", о котором писал С.Лем, стал ежедневной реальностью каждого человека. Создание развивающей среды как для учителя, так и для ученика невозможно без информатизации школы. Это является естественным продолжением работы школы по программе развития, прежде всего, и отражением изменяющихся условий функционирования образования в современном обществе. Мы работаем в одном из главных направлений - развитие педагогической культуры: использование современных технологий и методик обучения, предусматривающих субъект-субъектные отношения, направленных на гуманизацию обучения, простраивание партнерских связей, обеспечивающих собственную образовательную деятельность всех участников образования, ориентированных на получение компетенций.


В работе описывается практика достижения новых образовательных стандартов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе через создание педагогически комфортной образовательной среды.

Образовательная среда складывается во взаимодействии Стандартов образования, содержания учебных программ и планов, современных образовательных средств и образовательного материала, а также нового качества взаимоотношений, общения между детьми, их родителями и педагогом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Важным условием успешности достижения новых образовательных стандартов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе является создание педагогически комфортной образовательной среды.

Образовательная среда складывается во взаимодействии принятых Стандартов образования, содержания учебных программ и планов, высокотехнологичных образовательных средств и образовательного материала, а также нового качества взаимоотношений, общения между детьми, их родителями и педагогами.

Образовательная среда, в соответствии с индивидуальными особенностями, способствует раскрытию интересов и способностей личности обучающегося. Погружение в образовательную среду призвано способствовать осознанию обучающимися своей неповторимости, оригинальности, непохожести на других, раскрытию и признанию различных групп способностей, саморазвитию, личностному становлению.

При этом в формировании образовательной среды начальной школы по требованиям ФГОС важна организация различных технологий обучения и воспитания. В каждой из существующих образовательных технологий четко прослеживается концептуальная основа, особенности содержания и методика применения.
Информационно-коммуникационные технологии выступают достаточно сильным фактором повышения мотивации образования. При использовании информационных технологий на различных уроках значительно повышается:

Поисковая активность учащихся;

Заинтересованность в приобретении знаний;

Умение работать самостоятельно.

Все чаще на уроках ученики представляют собственные презентации.

Компьютер необходим для применения наглядности, занимательности. Видео, мультипликации и звуковое звучание позволяют обучающемуся получить максимальное впечатление от осваиваемого материала, глубоко врезающееся в память и стимулирующее дальнейшее саморазвитие.

Использование электронных учебников, картин, фотографий, музыкального оформления, позволяют «оживить» сухой материал, сделать его жизненным и интересным.

Свою деятельность строю с учетом необходимости сохранения и укрепления здоровья учащихся. Использую следующие формы здоровьесберегающих технологий : занятия с использованием профилактических методик, занятия с чередованием высокой и низкой двигательной активности. Включаю в уроки компенсаторно-нейтрализующие приемы: физкультминутки, пальчиковую, оздоровительную, дыхательную гимнастику, упражнения для глаз. Использую в своей практике нетрадиционные уроки: экскурсии, прогулки, игры на свежем воздухе. И как следствие – сокращение пропусков уроков по болезни, улучшение психологического климата в классном коллективе, отсутствие вредных привычек у учащихся, высокие результаты в спортивных мероприятиях.

Дети подготовили презентации: «Компьютер и здоровье», «Береги зубы с детства», «Вредные привычки». На родительском собрании совместно с родителями разработали режим дня школьника с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Исходный лозунг технологии проектного обучения «Все для жизни, все из жизни». Проект – это план, замысел, в результате которого автор получает что- то новое: продукт, отношение, программу, книгу и т. д..

В выполнении проектов считаю важным:

Сформировать идею продукта, в котором есть потребность,

Дать учащимся право выбора объекта от идеи до её воплощения;

Приучать делать эскизы будущего проекта на бумаге;

Из множества вариантов выбрать наиболее оптимальный;

Не бояться помощи родителей:

Быть справедливым при оценке защиты проекта;

Овладение опытом проектной деятельности обогащает учебную деятельность, способствует развитию трудолюбия, добросовестного отношения к труду, оказывает влияние на познавательную сферу.

Использование исследовательских и поисковых методов: проблемных ситуаций, альтернативных вопросов, задач на моделирование и т.п. способствуют тому, что мои ученики становятся равноправными участниками учебного процесса. Это, безусловно, не означает, что снижается моя руководящая роль как педагога, просто она скрыта для ученика. Руководство предполагает организацию совместных размышлений, поиска, самостоятельных построений алгоритмов. Ухожу от практики «готового ответа» и предлагаю ученику роль «исследователя», осуществляющего поиск правильного ответа, выводящего закономерность, делающего выводы.

Уроки провожу в системно-деятельностном подходе . Этапы урока соответствуют структуре образовательной деятельности: актуализация, проблематизация, мотивация, целеполагание, «открытие» нового, обобщение, рефлексия. В процессе обучения использую методы и приемы, способствующие развитию познавательных и творческих способностей (проблемные ситуации, решение проектных задач), помогающие включать учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Обучение любому предмету в школе стараюсь организовать так, чтобы ученику было интересно на уроке, чтобы он сам стремился получать новые знания, и мне не приходилось заставлять его усваивать учебный материал.

Использую на уроках групповые формы работы. Групповое обучение включает в себя работу учебных групп, разных по своему составу и количеству участников. Составляя группы, руководствуюсь тем, что это могут быть команды как с примерно одинаковым уровнем самостоятельности, так и с разным. В первом случае развиваются такие качества ученика, как инициатива, предвидение результата, творчество. Дети учатся высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого, подчинять свою точку зрения мнению товарищей, если они были ближе к истине при обсуждении учебной ситуации. В результате такого труда создаются совместные проекты, композиции с изображением природы, коллажи и т. д. Очень любят мои ученики сочинять сказки, разыгрывать сценки на определенные темы. Я хвалю их даже за самую маленькую удачу, верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Это признание стимулирует их к дальнейшему творчеству.

Работаю по программе «Начальная школа 21 века». УМК в первую очередь направлен на полноценное индивидуальное развитие ребенка и его успешное обучение. Главной целью является - научить ребенка учиться. Учащиеся поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть. Для достижения цели развиваю познавательный интерес через создание проблемных ситуаций на уроке, формирую активную познавательную деятельность.

Мой подход к оценке результатов обучения младших школьников. Оценивание подразумевает ряд принципиальных установок:

  • оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность;
  • работа учащегося сравнивается не непосредственно с работами других учеников, а с образцом, который известен заранее;
  • оценка деятельности учащегося рассматривается только в динамике относительно предыдущих «успехов» ребенка.

Главная цель оценочной деятельности - определять уровень достижений школьника: что получилось, чему уже научился. Такой взгляд на контролирующую деятельность обеспечит ученику адекватное восприятие своей работы. В связи с этим можно назвать этапы совместной контролирующей деятельности ученика и учителя:

  1. раскрытие перед учеником его достижений в учении (что получилось);
  1. совместный анализ причин появления ошибок или недостатков в работе (почему не получилось);
  1. совместное обсуждение путей исправления ошибок и их предупреждения (что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в будущем).

В первом классе исключены отметки, но не исключено оценивание. Семилетний ученик должен ясно понимать: хорошо или плохо, правильно или неправильно он выполняет любое задание. Моя задача состоит в том, чтобы сформировать у маленьких школьников это понимание. А это значит, что каждое выполненное задание я должна вместе с ним разобрать, показать, что сделано правильно, а что еще недостаточно хорошо. При этом на первом месте стоит констатация успехов ученика, а не его недостатков. Оцениваю не столько результаты деятельности первоклассника, сколько саму учебную деятельность, отношение к ней ученика, долю его самостоятельности. Словесная оценка не только информирует учащихся об уровне усвоения ими знаний, но и формирует у них самоконтроль и правильную самооценку, готовит их к правильному восприятию цифровой оценки в последующих классах.

Из всего вышесказанного следует, что в принципе на уроках не может быть неуспешных учеников.

Начиная с первого класса, три раза в год провожу диагностику успешности обучения. Результаты показывают, что именно и почему не усвоил ученик, какие трудности имеются у него в овладении теми или иными учебными умениями. Педагогическая диагностика, построенная на содержании учебных предметов, выявляет не уровень знаний школьника, а уровень его языкового и математического развития.

Приведу обобщенные результаты диагностирования, проведенные в 3 и 4 классе. Оценка выполнения производится в баллах (от 0 до 3). За хорошее усвоение программных требований, оцениваемое «пятеркой» при выполнении контрольной работы, ученик не может получить больше двух баллов. Важно, чтобы учащиеся научились думать, рассуждать. Только такой результат выполнения диагностического задания оценивается высшим баллом.

Русский язык

Математика

Данные диаграмм показывают, что к концу учебного года учащиеся достигли положительных результатов, в классе есть ученики, которые знают программный материал выше, чем на «пять».

Учащиеся моих классов включены в региональную систему оценки образовательных достижений обучающихся. Результаты исследования представлены в следующих формах: профиль учащегося (результаты обследования и динамика образовательных достижений и личностного развития на протяжении периода обучения в начальной школе), профиль класса (результаты обследования учащихся).

Ежегодно учащиеся проходят диагностику уровня сформированности предметных действий по математике, русскому языку, литературному чтению.

Достижение базового уровня сформированности предметных и метапредметных умений в рамках независимой диагностики:

Направление диагностики

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2016-2017

2 класс

3 класс

4 класс

2 класс

Математика

Русский язык

Кроме формирования предметных знаний, умений и навыков считаю очень важным на уроках создавать условия для развития УУД. Для того чтобы получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий, провожу мониторинг, на основании данных которого корректирую образовательную деятельность, подбираю методы и приёмы работы с учащимися. Заполняю на каждого ребенка «Листы индивидуальных достижений», в которых отслеживаю продвижение каждого ребенка. Это дает возможность следить за ростом основных умений и навыков, учитывать индивидуальные особенности при прогнозировании дальнейшего развития ребенка.
Динамика развития УУД учащихся

Класс

Личностные УУД, %

Регулятивные УУД, %

Познавательные УУД, %

Коммуникативные УУД, %

4 кл.

1 кл.

2 кл.

Уровень освоения УУД обучающимися соответствует планируемым результатам освоения основной образовательной программы. Наблюдается положительная динамика сформированности личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД учащихся .

Достижение базового уровня сформированности предметных и метапредметных умений в рамках независимой диагностики

Направление диагностики

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2016-2017

2 класс

3 класс

4 класс

2 класс

математика

русский язык

Читательская грамотность (художественный текст)

Читательская грамотность (научно-популярный текст)

Групповой проект

Внеурочная деятельность является важной составной частью учебного процесса, которая даёт большие возможности для формирования общеучебных умений и навыков и реализации индивидуальных способностей учащихся.

Курс «Школа вежливости» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности обучающихся». Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития.

Курс «Умники и умницы» предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует развитию логического мышления детей, появлению желания у учащихся отказаться от образца, проявить самостоятельность. Внеурочная работа способствует поиску, отбору и творческому развитию особо одаренных детей. Дает возможность работать по индивидуальным планам. Знания и умения, полученные на занятиях по внеурочной деятельности и уроках, являются прочной базой, основываясь на которой учащиеся ежегодно показывают высокие результаты в олимпиадах, занимают призовые места, активно участвуют в муниципальных, региональных, федеральных и международных фестивалях, конкурсах.

Цель моей воспитательной работы : раскрытие творческой индивидуальности личности младшего школьника через создание в классном коллективе атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки. Разработана программа воспитательной работы с учащимися и родителями. Воспитательная работа ведется по направлениям: гражданская активность, личностное развитие, военно-патриотическое, «Мир прекрасного».

Благоприятный психологический климат в коллективе, атмосферу товарищества, взаимопомощи и толерантности удается создавать через изучение психолого-педагогических особенностей учащихся, разнообразных форм воспитывающей деятельности.

Помощником в воспитательной работе является родительский комитет. Родители принимают активное участие в проведении праздников, помогают оформлять кабинет, готовят костюмы, подарки и сами становятся действующими лицами, вместе с детьми участвуют в конкурсах, играх. Посещаемость родительских собраний более 70%. Родительский комитет координирует работу родителей, оказывая помощь классному руководителю в решении воспитательных задач. Благодаря родителям в классе уютно, дети чувствуют себя комфортно, а я чувствую понимание и поддержку.

Развитие самоуправления в классе.

В классе выбран актив, распределены обязанности и определены общие задачи:

  1. создание благоприятного микроклимата в классе;
  1. коррекция взаимоотношений;
  1. развитие коммуникабельности;
  1. организация творческих дел в классе и школе;
  1. приобщение к здоровому образу жизни;
  1. активное участие в работе кружков и секций.

Ученики учатся анализировать, рассуждать, привыкают отвечать не учителю, а всему классу, выражая свое мнение: «Я думаю…», «Я хочу добавить…», «Я согласен (не согласен) с ним…» Развивается наблюдательность, внимание и уважение к суждениям других ребят. С первых дней знакомства мы договариваемся не смеяться над ошибками других , это правило действует и в четвертом классе. Анализируя и оценивая ответы одноклассников, ребята стараются быть объективными и в то же время отмечают успехи, аплодируют, если ответ им понравился.

Многие ребята посещают спортивные секции. Хорошую спортивную форму, взаимовыручку и дружеские отношения друг к другу показывают в «Веселых стартах». В празднике - смотре Песни и строя учащиеся показывают хорошую строевую подготовку, умение петь, сплоченность. Родители являются не только зрителями, но и болельщиками, помощниками. Благодаря им, ребята в костюмах пограничников (пилотки, галстуки, эмблемы).

Одним из направлений воспитательной деятельности является «Гражданская активность». Большое впечатление оказывают экскурсии в школьный и сельский музеи. Дети, слушая работников музея, чувствуют себя сопричастными к истории села и школы. Большой интерес вызвал материал о знаменитом писателе – земляке П. П. Петрове, чье имя носит школа. Стенд, рассказывающий о жителях села – участниках Великой Отечественной войны, также не оставил равнодушными ребят. Они находили фамилии своих родственников, задавали интересующие вопросы, высказывали пожелания. В дальнейшем ребята представляли свой материал о родных, участниках Великой Отечественной войны.

Встречи с работниками полиции, экскурсии в пожарную часть входят в нашу практику. Беседуя о профилактике правонарушений, о правилах поведения в общественных местах, дети узнают много нового, рассказывают о своих наблюдениях. Результат: в классе не было зарегистрировано не одного правонарушения, отсутствуют пропуски в школу без уважительных причин.

Результатом воспитательной работы является следующее: уже в 4 классе складывается сплоченный ученический коллектив, имеющий навыки самоуправления. Дети проявляют толерантность, уважение друг к другу, имеют активную жизненную позицию, участвуют в различных школьных и внешкольных мероприятиях. Большое значение для самореализации моих учеников имеет то, что в классе чаще всего царит доброжелательная творческая атмосфера. Каждого ребенка я стараюсь поддержать, дать почувствовать пусть даже маленький, но успех. Стараюсь воспитывать детей своим личным примером. Вместе с классом участвую в акциях: «Бессмертный полк» «Сделаем школьный двор чистым», «Помоги птицам», «Письмо солдату», «Поздравь защитника».

Большое внимание уделяю развитию творческих способностей через систему дополнительного образования – 95% учащихся занимаются в различных кружках и секциях, 25% учащихся включены в работу детской общественной организации ««Российское движение школьников». Более 90% учащихся участвуют в конкурсах и олимпиадах различного уровня.

Одна из моих учениц за отличную учебу и победы в творческих конкурсах была приглашена на Президентскую елку. В село от президента страны В. В. Путина девочке был доставлен новогодний подарок.

В 2017 году в муниципальном конкурсе творческих и учебно-исследовательских работ «Страна чудес - страна исследований» участвовали две мои ученицы. Одна из них показала и объяснила, как собрать кубик Рубика, а другая в своей работе «Физика вокруг нас или как растут кристаллы» рассказала, как она выращивала кристаллы соли и медного купороса. Обе девочки стали призерами муниципального этапа конкурса.

«Развитие детской одарённости в образовательной сфере в рамках ФГОС НОО» - тема моей методической работы. Я стараюсь помочь детям максимально раскрыть свои способности, добиться высоких результатов в конкурсах, олимпиадах, проектной деятельности.

Участие в муниципальных, региональных и международных конкурсах

Год

Мероприятие

Результат

2013 г

Региональный конкурс «Таланты без границ»

1 победитель

Региональный конкурс «Мини Мисс»

1 победитель

2 призера

2014г.

Международный конкурс «Просторы вдохновения» г. Астана

1 победитель

Районный Конкурс «Мини-мисс»

1 призер

Международный конкурс детского творчества г. Санкт-Петербург

1победитель,1 призер

2015г.

Районный фестиваль детского художественного творчества

3 призера

Международный фестиваль-конкурс детского творчества «Салют Талантов» г. Екатеринбург

1 победитель 5 призеров

Конкурс поделок к 25- летию МЧС России

Участие, грамоты

2016г.

XXI Международный Творческий Фестиваль-Конкурс «На творческом олимпе» г. Сочи

2 призера

Региональный конкурс «Мини-мисс»

п. Саянский

1 победитель

XI Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества «Москва - Канск транзит»

2 призера

Районный фестиваль детского художественного творчества

1 победитель

Районный конкурс «Мой любимый герой»

1 победитель

Районный Фестиваль ГТО (1 ступень)

2 призера

2017г.

Районный фестиваль детского художественного творчества

6 призеров

Отборочный тур всероссийского фестиваля «Синяя птица» г. Красноярск

2 участника

Муниципальный конкурс творческих и учебно-исследовательских работ «Страна чудес - страна исследований».

2 призера

X Международный творческий фестиваль «Вдохновение Золотого кольца» г. Ярославль

1 победитель, 3 призера

Международный фестиваль-конкурс "Берега надежды - Красноярск"

1призер


Какие бы мы не взяли основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся школы, или книги, статьи, выступления, комментирующие любые документы, исследования, мнения, представления о современной школе, ключевой в идеологии новой школы называют идею развития. Очевиден вывод о том, что альтернативы развитию нет.

Все сходятся на трёх важных постулатах:

– образование (школа) является важнейшим фактором развития личности;
– образование (школа) должно превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
– систему образования и школу необходимо постоянно развивать. (Речь, разумеется, идёт об управляемых процессах).

Школа не может развиваться никаким иным путём, кроме как создавая или осваивая новую практику образования, т.е. в результате организованного в ней и управляемого инновационного процесса. Современная школа вынуждена меняться, обновляться по мере обновления общества, изменения социального заказа. В первую очередь эти изменения касаются образовательной среды.

Образовательная среда средней школы (ОССШк) – это совокупность условий, процессов, явлений, технологий в средней школе непосредственно воздействующих на обучение и воспитание школьника, всестороннее развитие его личности и социализацию в целом. Школьная среда формируется как искусственно под воздействием субъектов управления, так и в результате спонтанной самоорганизации. Это двуединый процесс, в котором невозможно разделить его составляющие (Рис. 1).

По определению, среда – это сложная система компонентов, которая включает в себя ряд подсистем:

  1. Материально
- техническую, состоящую в первую очередь из школьного здания, оборудования, технических средств обучения, в том числе электронных. К этой подсистеме относится так же оборудование столовой, медицинского кабинета, спортивного и актового зала;
  • Организационную
  • подсистему, которая включает в первую очередь формальную организацию школы;
  • Социально-психологическую подсистему
  • . В нее входит структура неформальных взаимоотношений в школьных классах и преподавательском коллективе;
  • Технологическую подсистему
  • , состоящую из образовательных, воспитательных и диагностических технологий;
  • Управленческую подсистему
  • . В нее входят субъекты управления в рамках средней школы: директор учебного заведения, его заместители, руководители методических объединений;
  • Эстетическую подсистему
  • . Последняя включает в себя дизайн школьных помещений, их эргономические свойства.

    Школьное здание, учебное оборудование, учебная и методическая литература, информационные образовательные технологии – все это материально-технический компонент. На его примере хорошо видна важность образовательной среды для формирования установки на учебную деятельность. В настоящее время подросток испытывает на себе воздействие целого ряда факторов. Компьютерные информационные технологии, в том числе Интернет и компьютерные видеоигры успели повлиять на социализацию одного поколения. Подобная ситуация была описана социологом и этнографом М. Мид: “Сегодня во всех частях света, где все люди, объединены системой Интернет, у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших. Этот разрыв между поколениями совершенно нов”. Преодолеть этот разрыв возможно, создавая в начальной школе технологическую среду, соответствующую требованиям XXI века.

    Важной является проблема учебников. Содержание текстов, изучающихся на уроках и дома в качестве домашнего задания, приобретает особое значение в связи с тем, что объем книг, прочитанных школьником вне программы, в настоящее время сокращается. В настоящее время в структуре свободного времени ученика нашей гимназии значительное место занимает просмотр телевизионных программ, превосходя (к 7 классу) даже время прогулок с друзьями. В этой ситуации содержание учебных текстов становится фактором формирования установки на учебную деятельность.

    Особое место занимает ситуация, при которой подросток бывает невосприимчив к вербальному воздействию, так как язык не является для ребенка родным. Такая проблема у нас тоже есть. Однако, при наличии устойчивой мотивации, данный фактор не действует длительное время, поскольку отроческий возраст отличает высокая восприимчивость к языку.

    Возникает резонный вопрос: “Как определить степень комфортности образовательной среды?” Естественно, существуют традиционные методы, например индивидуальная беседа с учащимся, и мы не собираемся от них отказываться. В гимназии давно и с успехом применяется такой метод как цветонастроение. Все хорошо знают, насколько он эффективен, особенно в начальной школе. У этого метода есть, наверное, только один недостаток: отсутствие дифференцированного подхода. Ученику плохо, ему “не по себе”… Но что, явилось причиной дискомфорта? Ответить на этот вопрос может индивидуальная беседа, на которую не всегда есть время. К тому же результат индивидуальной беседы не представишь наглядно, графически для выступления учителя на родительском собрании, административном совещании и т. д. Таким образом, при всей их эффективности традиционные методы не позволяют организовать полноценный мониторинг образовательной среды.

    Образовательная среда в целом и отдельные ее компоненты стали объектом диагностики с привлечением такого достаточно традиционного для школы метода как анкетный опрос. Его использование позволяет обратиться к главному субъекту школьной жизни – нашему ученику, оттолкнуться при принятии управленческих решений от искреннего (залогом этому является методика опроса), непредвзятого мнения об окружающей его школьной среде. Опрос дает возможность собрать большое количество информации (принимают участие все присутствующие ученики), обработать ее и сравнить результаты, полученные в разных классах и в разное время. Анкетный опрос позволяет дифференцировать ответы учащихся и выяснить их отношение к компонентам образовательной среды. Для проведения опроса в Гимназии была создана Анкета подростка “Я, мои друзья и школа” (

    V – XI класс) (Рис. 2, Приложение 1 ). Данные мониторинга заносятся в Паспорт класса и позволяют классному руководителю использовать этот показатель для анализа. Ограничением для использования анкеты является только возраст. Младшие школьники, ученики пятого класса сталкиваются с трудностями в процессе дифференциации своего отношения. Поэтому в начальных классах применяют другие методики: Анкета школьника (I – IV класс) (Рис. 3, Приложение 2 ). Паспорт класса, разработанный аналитико – диагностическим центром нашей Гимназии – важная составная часть технологии по изучению образовательной среды.

    Рисунок 2

    Главным результатом работы администрации должно стать создание таких условий, которые помогают ребенку, ученику нашей гимназии, занять по отношению к учебе, к другим людям и к самому себе определенную ценностную позицию – автора, творца собственной жизни, субъекта позитивной образовательной активности. Правильно организованная окружающая среда способствует усилению желательного мотива учебной деятельности. Ее формирование является необходимым условием для развития и закрепления устойчивой социальной установки.

    Таким образом, анализ результатов работы нашей Гимназии за последние несколько лет позволяет мне с большой степенью уверенности рекомендовать коллегам те методики изучения образовательной среды, которые позволяют добиваться успеха (Рис 4).

    Список использованной литературы

    Законы и иные нормативные акты.

    1. Конституция РФ
    2. Закон об образовании РФ. М.: Инфра-М, 2000.
    3. Конвенция о правах ребенка. М.: Ось-89, 1999.
    4. Семейный кодекс. М.: Текст, 2001.
    5. Концепция модернизации российского образования на период 2010 года.
    6. Национальная доктрина образования.

    Справочные материалы.

    1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Слово, 1998.
    2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997.
    3. Психолого-педагогический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
    4. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000-1999.
    5. Словарь по этике./Под ред. И.С. Кона. М.: Политиздат, 1983.
    6. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982 – 1984.
    7. Виноградова М.В. Управление социализацией подростков в средней школе. Автореф. дис. канд. социол. наук. М., 2003.