Покупка и продажа        13.05.2022   

Значение слова канонизировать. В каком случае человека можно канонизировать как мученика? Что значит канонизировать человека

прот.
  • иг. Андроник Трубачев
  • архим. Георгий Тертышников
  • игумен Дамаскин
  • проф.
  • Канониза́ция (от лат. canonizatio; от греч κανών (канон)) – официальное признание праведника, одного из своих членов, святым; официальное причисление его к святых. Из сказанного не следует, что только те, кто канонизирован, стяжали святость, т.к. существует большое количество святых, почивших в безвестности.
    В широком смысле канонизацию можно понимать как прославление свидетельства реальности и человека.

    Канонизация – это закрепление актом высшей церковной власти реального опыта молитвенной связи между членами Церкви (и не только ныне живущими) и подвижником благочестия, – опыта услышанных молитв, конкретной помощи и духовной связи, которую сотни, а иной раз сотни тысяч людей ощущают между собой и угодником Божиим. Когда для Церкви эта связь становится несомненной, тогда и происходит канонизация новоявленного святого – подлинного раба Божия и нашего помощника, о чем многие уже знают по собственной жизни.

    Где найти список святых?

    Каковы критерии канонизации святых

    Православный христианин причисляется Церковью к ликуу святых после смерти. Наиболее распространены следующие условия канонизации:
    – святость жизни;
    – соответствие веры подвижника православному вероучению;
    – почитание церковным народом;
    – дар чудотворения при жизни и/или после смерти (как свидетельство того, что через подвижника действует Божественная );
    – нетленность мощей (как дополнительный, не определяющий критерий);
    – страдание за православную веру.
    Отдельный критерий – мученическая кончина за веру.

    Кто принимает решение о канонизации святых?

    Инициируется процесс канонизации священнослужителями и мирянами. Далее епархиальный архиерей передаёт дело епархиальной комиссии по канонизации святых.. Материалы для канонизации в Русской Православной Церкви рассматривает, изучает и проверяет Синодальная комиссия по канонизации святых . Решение о канонизации выносит Святейший Патриарх, Архиерейский или Поместный Соборы.. Патриарх может благословить почитание местночтимого (почитаемого в одной епархии или регионе) святого, Архиерейский или Поместный Собор - общецерковное почитание.

    Зависит ли посмертная участь святого от канонизации?

    Нет, не зависит. Канонизация лишь свидетельствует ещё живущим на земле о святости, причастности к Богу ушедших, об их подвиге, о возможности молитвенного обращения к ним.

    Как отмечается причисление к лику святых?

    В Православной Церкви причисление к лику святых в настоящее время отмечается торжественной службой в честь новопрославленного святого.

    Какой срок должен пройти после земной кончины подвижника?

    Формального срока в настоящее время не установлено.

    История причисления подвижников к лику святых

    В I –IV вв. почитание святых определялось общиной и узаконивалось епископом. Позднее почитание святых и общецерковное распространение такого почитания определялось внесением имени усопшего члена общины в список мучеников (мартиролог). Когда почитание принимало повсеместный, т.е. общецерковный характер, оно подтверждалось главой Поместной Церкви.

    В Русской Православной Церкви причисление к лику святых совершали на местах епархиальные архиереи. Первый пример соборного решения о канонизации – постановления церковных соборов 1547 и 1549 гг.

    В наше время на местное почитание подвижника святым требуется разрешение патриарха, для общецерковного признания святого – решение Архиерейского собора. Если святой канонизирован в одной из Поместных Православных Церквей, его имя сообщают главам всех остальных. В этих Церквях может быть принято решение о включении новопрославленного святого в . Так, в Русской Православной Церкви почитают святого Иоанна Русского Исповедника, преподобных Германа Аляскинского и , хотя Иоанна Русского и Силуана Афонского канонизировала Константинопольская Православная , а Германа Аляскинского прославила Американская Православная Церковь.

    Преподобный Афанасий Паросский в письме к своему ученику : «Ты написал мне, что недавно, в день памяти св. Иоанна Богослова, у тебя с друзьями возник разговор о новомучениках, и что некоторые из них, не только малознающие, но и ученые, утверждали, что святых мучеников нельзя почитать без разрешения Великой Церкви, а ты вроде бы и хотел возразить, но засмущался, боясь, как бы их слова не оказались справедливыми. Ты пишешь, что написал мне сие, дабы я посмеялся, но я не посмеялся над этим потому, что хотя и достойны смеха те, кто высказывают подобные суждения, сама тема – не смешная, но благопристойная и святая. Поэтому я больше огорчился; особенно же меня огорчило то, что образованные люди говорят как неученые и малограмотные. Где прочитали о сем эти «ученые», да и где это слыхано в Церкви Божией, чтобы святые мученики ожидали земного суждения об их мученичестве, чтобы этот земной суд свидетельствовал о тех, кто запечатлел свой конец исповеданием святой веры и кого подвигоположник Христос сразу и немедленно сподобил небесного венца?»

    канонизировать

    канонизирую, канонизируешь, сов. и несов. (от греч. kanonizo) (книжн.).

      кого-что. Причислить (причислять) к лику святых (церк.).

      что. признать (признавать) что-н. священным от лица церкви (церк.). Книги древнееврейских пророков канонизированы христианской церковью.

      кого-что. Узаконить, признать (узаконивать, признавать) силу авторитета за кем-чем-н., признавать кого-что-н. незыблемым. Классицизм канонизировал "поэтику Буало".

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

    канонизировать

    несов. и сов. перех.

      Признавать каноном (1), устанавливать в качестве образца.

      Утверждать в качестве канона (2).

      Причислять к лику святых (в православии и католицизме).

    Примеры употребления слова канонизировать в литературе.

    Выйдя за рамки канонизированного поэзией вака круга образов и тем, поэзия хайкай ввела в сферу эстетического освоения то, что всегда из этой сферы выпадало: мячик, забытый на крыше, старые башмаки в пруду под дождем, не говоря уже о блохах и прочих насекомых, которых раньше и упоминать-то никому бы не пришло в голову.

    Обработки хоралов и всякого рода вариации весьма отходили от канонизированной музыки.

    Ее канонизировали при Царе Алексее Михайловиче, но через 27 лет почитание святой отменили решением Собора по вздорному поводу - на иконе она изображена с рукой, пальцы которой сложены в двуперстие, а не троеперстие, как было установлено церковной реформой Никона.

    Виднейшими представителями исихазма в Византии был Григорий Синаит и Григорий Палама, посмертно канонизированный , а на Руси - Сергий Радонежский.

    Отсюда вытекает интересное понимание и художника, формальный метод в искусствознании 267 но особенно фотографа как семиотика-практика, вносящего колоссальный объем канонизированных знаков в свой объект.

    Ваны чувствовали, что те пребывают в шоке от неслыханной, невероятной новости: рядом находятся двое живых Ванов -- герой песен, легендарный урка, гениальный кольщик Суббота и канонизированный при жизни хранитель мифического урочьего общака, отсидевший четвертак в одиночке, апостол преступного мира тюрьмы и воли -- Варлак.

    Человек, не следовавший канонизированным нормам поведения, не мог рассчитывать на приложение к себе понятия гуманности, поэтому вполне совместимым с духом конфуцианства было убийство бойца, преступившего правила своей школы или нормы общения с учителем, так как этот человек уже был неполноценен и не мог рассматриваться в качестве члена общества, обладающего собственной гуманностью по отношению к другим.

    Второй состоял в утверждении, когда архиепископ был взят, что, хотя бы он был еретиком, святой трибунал должен закрыть на это глаза из боязни, что германские лютеране канонизируют его как мученика, как они сделали это с другими лицами, наказанными инквизицией.

    Как мы уже сказали, все дело в том, что астрономическое содержание пасхалии противоречат скалигеровской датировке Никейского собора, на котором пасхалия была канонизирована .

    Понятно, что канонизированной на Соборе пасхалия могла стать только еще позже.

    Отсюда и дополнение ко второму утверждению: год, когда канонизированная пасхалия начала действовать, наверняка был Первым годом Великого Индиктиона.

    Если согласиться с этими утверждениями, то неизбежно придется согласиться и со следующим: на основе свойств пасхалии и на базе этих утверждений мы можем проверить, действительно ли пасхалия была канонизирована в 325 году н.

    С другой стороны, наша интеллигенция, светоч, совесть, мозг, жертва, - свыше полусотни лет занимается подрыванием основ государства, канонизирует цареубийц.

    Поскольку человек таков по наследству, всех канонизированных папскими буллами в духовном мире уводят с глаз долой от остальных и прячут, чтобы лишить их всякого сообщения с теми, кто им поклонялся.

    В Древней Церкви нередки были случаи, когда люди, видя страдания христиан, их стойкость в вере, тоже загорались от пламенной веры святых Христовых страдальцев и исповедовали себя христианами. И нередко такие люди тоже сподоблялись мученического венца.

    Такие ситуации могут возникать и сейчас. Другое дело, на кого смотреть сейчас людям? Имеем ли мы в своем сердце ту пламенную веру, тот огонь исповедничества, который возжигал в сердцах нецерковных людей веру даже до смерти? На протяжении веков христианской истории подход к канонизации мучеников сложился вполне определенный. Человек должен обладать наличием веры во Христа, быть православным христианином, не еретиком, не отступником и иметь послушание Церкви. И многие, даже если и умирали насильственной смертью за свою веру, не могли быть причислены к лику святых, поскольку сам акт канонизации для них не носит какого-то мистического, сакрального содержания.

    Канонизация - это свидетельство того, что Церковь признает путь человека правильным, и его смерть венчает этот путь. Его мученическая смерть – есть дверь в радостно ликующее Царствие Христово. И, конечно же, Церковь не может признать, что эта дверь в Царствие Христово открывается тому, кто сознательно извращал путь христианской жизни, оказывая непослушание церковному единству или стремясь утвердить какие-то еретические мудрствования, вносившие разлад в чистоту христианской православной веры.

    Также нужно понимать, что канонизация – это не какой-то посмертный акт благодарности человеку, не какое-то его повышение в церковном ранге. Многих из мучеников мы не узнаем до окончания этого мира, они сокрыты от нас, но Господь знает Своих святых, каждого Своего страдальца. Сам акт прославления не приносит самому святому какой-то пользы, как считают некоторые по неразумию. Несколько лет тому назад, после прославления царской семьи, в одной псевдоцерковной газете мне попалась статья, где не в меру ревностный автор восторженно писал: «Наконец-то, после прославления Архиерейским Собором царских мучеников, царь Николай и его августейшая семья получила мученические венцы, которых они ждали на протяжении всех этих многих десятилетий». Конечно же, так мыслить не стоит: как будто Господь ждет, чтобы здесь в Церкви земной повесили кому-то какие-то знаки, какие-то регалии, какие-то венцы… Разве до этого Господь уже не наградил ими Своих святых? Поэтому прославление святых угодников, в частности мучеников, нужно в первую очередь нам, здесь живущим, поскольку прославленный мученик – это еще один ориентир нам в нашей жизни, еще один молитвенник за нас у престола Божиего, еще один свидетель Божественной истины.

    Читая его житие, мы можем найти подкрепление в его подвиге. Когда нам в жизни бывает тяжело, то, читая жизнеописания Христовых страдальцев, мы видим, насколько им было неимоверно тяжелее, чем нам. Их проблемы, трудности, мучения, страдания были несопоставимы с маленькими огорчениями, которые мы испытываем на нашем жизненном пути. И это понимание помогает нам не впасть в уныние и переносить наши маленькие трудности должным образом с христианским терпением.

    Также необходимо еще сказать в завершение о том, что в течение 10 лет после юбилейного Архиерейского Собора, состоявшегося в 2000 г., когда были прославлены новомученики и исповедники Российские, идет работа по выявлению новых и новых имен для общецерковного прославления в лике новомучеников. И мы знаем, что комиссия по канонизации святых, возглавляемая митрополитом Ювеналием, очень кропотливо проверяет каждое следственное дело. Нередко бывают такие случаи: есть человек благочестивой жизни и хорошей репутации, есть документы о его тюремном заключении, его расстреле, но в следственных делах содержатся такие протоколы допросов, где этот человек оговорил других, согласился с доводами следствия, признал себя виновным в каких-то преступлениях или имел сотрудничество с властями. В таких случаях нет основания для канонизации, хотя этот человек тоже пострадал и, может быть, избежал бы страданий, если бы отрекся от веры. Возможно, Господь и принял его как мученика, может быть, он и молится за нас, но, пока мы не знаем определения Божиего об этом человеке, пока у нас нет других данных относительно его стойкости в вере, его правдивости и честности, мы не можем его прославить, как мученика. Потому что прославление – это есть свидетельство Церкви о том, что человек правильно прожил жизнь и правильно скончался. И это пример для всех нас.

    КАНОНИЗИРОВАТЬ

    КАНОНИЗИРОВАТЬ

    1. кого-что . Причислить (причислять) к лику святых (церк.).

    || что . Признать (признавать) что-нибудь священным от лица церкви (церк.). Книги древнееврейских пророков канонизированы христианской церковью.

    2. кого-что . Узаконить, признать (узаконивать, признавать) силу авторитета за кем-чем-нибудь, признавать кого-что-нибудь незыблемым. Классицизм канонизировал "поэтику Буало".


    Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


    Смотреть что такое "КАНОНИЗИРОВАТЬ" в других словарях:

      - (от слова канонизация). Сопричислить к лику святых. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАНОНИЗИРОВАТЬ от слова канонизация. Сопричислить к лику святых. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

      Причислять к лику святых, узаконить, канонизовать, узаконивать, причислить к лику святых, создать Словарь русских синонимов. канонизировать причислить (причислять) к лику святых Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.:… … Словарь синонимов

      - (иноск.) освящать, узаконивать, (собств.) причислять къ Святымъ (по Римской церкви). Ср. Канонъ уставъ церковный. Ср. κανών правило … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

      КАНОНИЗОВАТЬ, зую, зуешь; ованный и КАНОНИЗИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; сов. и несов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

      канонизировать - КАНОНИЗИРОВАТЬ, КАНОНИЗОВАТЬ canoniser, пол. canonizowaç. 1. Вносить в церковный канон, причислять к лику святых. БАС 1. Аввакум, конечно, канонизован старообрадцами. Карташев 2 230. 2. Признавать кого л. или что л. незыблемо авторитетным;… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

      канонизировать - и/рую, и/руешь, сов. и нсв. 1) (кого) В католицизме и православии: причислить к лику святых, признать церковно узаконенным. Канонизировать Сергия Радонежского. Католическая церковь канонизировала Жанну д Арк (Ахматова). Синонимы: канонизова/ть 2) … Популярный словарь русского языка

      - (иноск.) освящать, узаконивать, (собств.) причислять к святым (по Римской церкви) Ср. Канон устав церковный. Ср. κανών правило … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

      Несов. и сов. перех. 1. Признавать каноном [канон I 1.], устанавливать в качестве образца. 2. Утверждать в качестве канона [канон I 2.]. 3. Причислять к лику святых (в православии и католицизме). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

      канонизировать - канониз ировать, рую, рует … Русский орфографический словарь

      канонизировать - (I), канонизи/рую, руешь, руют … Орфографический словарь русского языка

    Книги

    • На весах веры. От коммунистической религии к новым "святым" посткоммунистической России , Фирсов Сергей Львович. Книга посвящена актуальной проблеме сакрализации державности - как в советской политической культуре, так и в маргинальной культуре постсоветского времени. Авторрассматривает культ…
    • На весах веры. От коммунистической религии к новым "святым" посткоммунистической России (подарочное издание) , Сергей Фирсов. Стильное подарочное издание. Книга украшена золотым тиснением и ляссе. Книга посвящена актуальной проблеме сакрализации державности - как в советской политической культуре, так и в…

    В июле месяце этого года произойдет канонизация афонского старца Иоанна Вышенского. Кто может стать святым, какие критерии для канонизации и как познать святость, отвечает архимандрит Тихон (Софийчук), председатель комиссии по канонизации Киевской епархии.

    – Отче, как канонизируют святых?

    – История Православной Церкви – это история ее святости. Каждая Поместная Церковь лишь тогда в полной мере осуществляет свое духовное призвание, когда не только являет в своей ограде подвижников благочестия, но и соборно прославляет этих угодников как канонизированных святых.

    Церковь дала христианскому миру великий сонм подвижников благочестия, мучеников и исповедников.

    Святыми Церковь называет тех людей, которые, очистившись от греха, стяжали благодать Духа Святого, явили Его силу в нашем мире.

    Каждый угодник со своей особой жизнью показывает путь к святости и выступает как образец идущего по этому пути. Церковь учит: угодники Божьи, составляя лик святых, молятся пред Господом о живых собратьях по вере, которым последние воздают молитвенное чествование.

    Процедура канонизации была разработана и строго регламентирована относительно недавно. В I–IV вв. почитание святых определялось общиной и узаконивалось епископом. Позднее почитание святых и общецерковное распространение такого почитания определялось внесением имени усопшего члена общины в список мучеников (мартиролог). Когда почитание принимало повсеместный, т. е. общецерковный характер, оно подтверждалось главой Поместной Церкви.

    В Русской Православной Церкви причисление к лику святых совершали на местах епархиальные архиереи. Первый пример соборного решения о канонизации – постановления церковных соборов 1547 и 1549 гг.

    Соборы 1547 и 1549 гг. Современная икона

    – Какие условия канонизации?

    – Канонизация есть причтение Церковью какого-либо усопшего подвижника благочестия к лику ее святых. Слово «канонизация» (лат. сanonizatio – брать за правило), заимствованное из западного богословского языка, употребляется в Русской Церкви наряду с выражением «причтение к лику святых» («вмещение», «вчинение» в лик святых). В греческой агиологии используется термин, означающий «провозглашение» (святым).

    Основания, на которых усопшие праведники причисляются к лику святых, сложились еще в Древней Церкви. С течением времени то или иное основание получало преимущественное значение, но в целом они остаются неизменными.

    Термин «канонизация» – латинизированная транскрипция греческого глагола, обозначающего «определять, на основании правила узаконивать», – введен в оборот западными учеными-богословами довольно поздно. В Греческой Церкви этому термину точной аналогии нет, поэтому в подобных случаях она использовала словосочетание «причтение к лику святых» или «вмещение, вчинение в лик святых».

    Основным условием прославления святых во все времена было проявление подлинной освященности, святости праведника. Свидетельством такой святости могли быть:

    1. Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей. Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди святого Евангелия.
    2. Мученическая за Христа смерть или истязание за веру Христову.
    3. Чудотворения, совершаемые святым по его молитвам или от честных его останков-мощей.
    4. Высокое церковное первосвятительское и святительское служение.
    5. Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим.
    6. Добродетельная, праведная и святая жизнь, не всегда засвидетельствованная чудотворениями.
    7. В XVII веке, по свидетельству Константинопольского Патриарха Нектария, три признака cчитались условиями присутствия истинной святости в людях:

    а) православие безукоризненное;
    б) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови;
    в) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.

    8. Нередко свидетельством о святости праведника было большое почитание его народом, иногда еще при жизни.
    Наряду с ликами святых по характеру их церковного служения – мученики, святители, преподобные, Христа ради юродивые – святые различались и по распространенности их почитания: местнохрамовые, местноепархиальные и общецерковные. Сегодня выделяют только местночтимых святых, чье почитание не выходит за пределы какой-либо епархии, и общецерковных, почитаемых всей Церковью. Критерии к прославлению общецерковных и местночтимых святых одинаковы. Имена святых, прославленных всей Церковью, сообщаются Предстоятелям братских Православных Поместных Церквей для включения в святцы.

    – Какова практика прославления святых сегодня?

    – Практика прославления такова: сначала рассматривает материалы о прославлении Епархиальная комиссия по канонизации святых. При положительном решении они передаются в синодальную комиссию, которая в случае одобрения направляет их в Синод. День решения Священного Синода и вносится в святцы как день прославления святого. Только после этого святому пишется икона и составляется служба. Что касается местночтимых святых, то разница только в степени прославления в пределах земной Церкви. Им также пишется икона и служба. В Православной Церкви причисление к лику святых отмечается торжественной службой в честь новопрославленного святого.

    Прошение и документы подвижника веры подаются для изучения вопроса о возможности канонизации правящему архиерею. Прилагаются материалы, свидетельствующие о святости человека. Составляется подробное жизнеописание подвижника, во всей полноте отражающее подвиг веры. Присылаются документы, на основании которых составлено жизнеописание: все архивные копии, медицинские свидетельства исцелений, воспоминания архипастырей, пастырей и мирян о благочестивой жизни и благодатной помощи подвижника, явленной при его жизни или после кончины. Особенно тщательного освещения требует вопрос о почитании подвижника народом.

    Заседание Комисcии по канонизации святых при Священном Синоде Украинской Православной Церкви. Фото: canonization.church.ua

    Следует напомнить решение Священного Синода РПЦ от 26 декабря 2002 года «Об упорядочении в епархиях Русской Православной Церкви практики, связанной с канонизацией святых». Тогда постановили, что при подготовке канонизации святых следует учитывать такие обстоятельства:

    1. Материалы к канонизации подвижника должны быть тщательно подготовлены и рассмотрены епархиальной комиссией по канонизации святых согласно решению Архиерейского Собора 1992 года.
    2. Недопустима публикация непроверенных материалов, связанных с жизнью, подвигами и страданиями клириков и мирян Русской Православной Церкви. По благословению правящего архиерея все свидетельства должны проверяться на местах. Преподавать благословение для публикации подобных материалов правящий архиерей может только после личного ознакомления с их содержанием.
    3. Недопустима практика сбора подписей в епархиях за канонизацию тех или иных лиц, поскольку она порой используется различными силами не в церковных целях.
    4. Не следует проявлять поспешность в канонизации недавно скончавшихся почитаемых клириков и мирян. Необходимо тщательно и всесторонне изучить документальные материалы их жизни и служения.
    5. Мощи канонизированных подвижников обретаются по благословению Блаженнейшего Онуфрия, Митрополита Киевского и всея Украины. О результатах обретения святых мощей правящий архиерей должен докладывать Блаженнейшему Онуфрию, Митрополиту Киевскому и всея Украины.

    6. Мощи неканонизированных подвижников нельзя выставлять в храмах для почитания.

    В наше время при рассмотрении дел о канонизации пострадавших за Христа необходимо применять дополнительные критерии, учитывая обстоятельства эпохи. В каждом конкретном случае, касающемся прославления того или иного исповедника веры ХХ века, комиссия тщательно изучает архивные материалы, личные свидетельства, если порой удается найти и опросить очевидцев событий либо тех, кто, не будучи сам очевидцем, хранит воспоминания об этих людях или их письма, дневники и другие сведения.

    Предметом внимательного изучения являются материалы допросов. Все лица, пострадавшие в годы гонений, впоследствии были реабилитированы государством. Власть признала их невиновность, но из этого еще нельзя заключать, что все они могут быть канонизированы. Дело в том, что люди, подвергавшиеся арестам, допросам и различным репрессивным мерам, не одинаково вели себя в этих обстоятельствах.

    Отношение органов репрессивной власти к служителям Церкви и верующим было однозначно негативным, враждебным. Человек обвинялся в чудовищных преступлениях, и цель обвинения была одна – любыми способами добиться признания вины в антигосударственной или контрреволюционной деятельности. Большинство клириков и мирян отвергли свою причастность к такой деятельности, не признали ни себя, ни своих близких, знакомых и незнакомых им людей виновными в чем-либо. Их поведение на следствии, которое порой проводилось с применением пыток, было лишено всякого оговора, лжесвидетельства против себя и ближних.

    В то же время Церковь не находит оснований для канонизации лиц, которые на следствии оговорили себя или других, став причиной ареста, страданий или смерти ни в чем не повинных людей, несмотря на то, что и сами они пострадали. Малодушие, проявленное в таких обстоятельствах, не может служить примером, ибо канонизация – это прежде всего свидетельство святости и мужества подвижника, подражать которым призывает своих чад Церковь Христова.

    К описанию жития мученика или исповедника должны быть приложены копии архивных следственных дел, по которым подвижники были осуждены. А именно: анкету арестованного, все протоколы допросов и очных ставок (если таковые проводились), обвинительное заключение, приговор «тройки», акт о приведении приговора в исполнение или другой документ, удостоверяющий время, место и обстоятельства смерти подвижника. Если мученик или исповедник арестовывался несколько раз, то необходимо представить копии вышеперечисленных материалов из всех уголовно-следственных дел.

    В вопросе прославления мученика или исповедника существует много других аспектов, которые могут только отчасти найти отражение в материалах следственных дел, но без решения соответствующих органов прославить человека невозможно. Требует особого внимания выяснение отношения человека к имевшим тогда место расколам (обновленческому, григорианскому и другим), поведению на следствии: не являлся ли он секретным осведомителем репрессивных органов, не вызывался ли в качестве лжесвидетеля по другим делам? Установление этих фактов требует большого труда многих людей – членов и сотрудников епархиальных комиссий по канонизации святых, работу которых организовывает и контролирует правящий архиерей.

    Архивы государства, фонды которого хранят документы об истории Церкви и гонениях на нее, к сожалению, лишь недавно и не в полном объеме стали доступными для исследования. История Церкви ХХ века только начала изучаться. В связи с этим исследователям открываются множество фактов, ранее неизвестных, а также религиозная, нравственная их сторона, о которой многие и не подозревали. Поэтому строгость позиции Церкви в вопросах прославления новомучеников и исповедников продиктована не бюрократизмом и формализмом, а стремлением не допустить ошибки из-за неполной информации и принять правильное решение.

    – Почему в древности мучеников прославляли сразу после смерти, без заседания комиссии и Синода?

    – В Древней Церкви основной список почитаемых святых состоял из имен мучеников – людей, добровольно принесших себя в «жертву живую», свидетельствуя о славе-святости Божией. Поэтому уже во II веке в церковных источниках можно найти несколько свидетельств о празднованиях наряду с днями воспоминаний евангельских событий и дней памяти мучеников. О количестве святых в Церкви в период до Вселенских Соборов можно судить по сохранившимся календарям, мартирологам и минологиям. Самые древние из них – мартирологи III–IV вв. в основной своей части есть перевод латинских судебных протоколов, так называемых проконсульских актов (Acta Proconsuloria), или некоторая их переработка. Эти акты, по распоряжению императора Константина, хранились во всех крупных городах империи. Кроме фактических актов римских властей от этого времени (I–IV вв.), сохранились и первые попытки со стороны Церкви написания житий того или иного мученика, свидетельствующие о его почитании. Так, например, в актах мученика Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского (+107 или 116 гг.), говорится, что составитель описания мученичества Игнатия заметил день и год его смерти, чтобы собираться в этот «день памяти мученика» на агапы, приуроченные к праздничным дням или дням в честь этого святого.

    Записи о святых в Древней Церкви довольно кратки, так как в римском суде, проходившем обычно в присутствии «нотариев» – стенографистов, записывались только вопросы судей и ответы обвиняемых. Часто христиане выкупали эти записи. Так, например, в актах мучеников Тараха, Прова и Андроника (пострадали в 304 г.) отмечено, что христиане заплатили за них римским властям 200 динариев.

    Эти судебные записи имели вид протокола допроса. Сначала в них обозначалось имя проконсула, в области которого производили суд, затем год, месяц и день, а иногда и время дня суда, и, наконец, уже сам допрос, представляющий собой диалог между судьей, его служителями и обвиняемыми. По окончании допроса проконсул призывал прочитать его вслух, затем судья со своими асессорами выносил решение и читал приговор. Исполнение приговора производилось в отсутствии судьи.

    Из этой схемы видно, что полностью в судебных записях описывался только допрос мученика и сообщалось о его свидетельстве и смерти; никаких других подробностей в них не должно было быть. Позднее, с увеличением святых мучеников в Церкви, эти проконсульские акты были помещены в особые сборники-минологи, в которых отмечались страдания каждого мученика в день его памяти по месяцам.

    Подобные исторические источники прекрасно иллюстрируют почитания, празднования умершего христианина как святого. К таковым причислялись все пострадавшие за Христа, они без расследования их жизни вносились в списки святых уже в силу их подвига – очищения мученической кровью. Порою Церковь, уже заведомо зная о предстоящем допросе арестованного христианина, направляла к нему на суд как к святому наблюдателя, обязанного записать подвиг свидетельства допрашиваемого. При некоторых епископских кафедрах для этого назначались даже особые лица. Так, Папа Климент назначил на это служение семь диаконов в определенный район города Рима. Эти записи назывались passio (страдание), позднее они были соединены с минологами, и чтения их размещены по дням римского календаря. По их количеству можно определить число святых в Древней Церкви, а также то, какой подвиг святости почитался в Церкви раньше других. Так, в древнейшем западном календаре, принадлежавшем некоему Дионисию Филокалу и известном под именем Бухерианского, отмечены 24 дня памяти мучеников, кроме этого – праздник Рождества Христова и список святых римских пап. К концу IV века, после эпохи гонений, «календарь был полон», т. е. число святых в году увеличилось настолько, что не было ни одного дня, не имеющего памяти своего святого. По преимуществу большинство из них было мучениками. Об этом говорит Астерий, епископ Амасийский: «Вот, всю вселенную наполняет круг подвижников Христовых, нет места, ни времени года без памяти их. Посему, если бы какой-либо любитель мучеников восхотел праздновать все дни страдания их, то для него не было бы ни одного дня в году непраздничного».

    Однако такого полного древнего христианского календаря до наших дней не сохранилось. В древнейших, известных ныне календарях западного происхождения, которые получили название martyrologium (мученикословие), – Готфском, Карфагенском и других, памяти распределены не по всем числам года. В самом древнем восточном календаре, составленном в 411–412 гг. в Сирии, больше «памятей» святых, но так же не по всем дням года. Однако надо отметить, что все эти календари составлялись только для отдельных диоцезов, и мученики из одного числа не вносились в другой по причине их отдаленности.

    – Одни хотят сегодня канонизировать одного выдающегося деятеля, не желая при этом разбираться в его жизни, другие – другого, патриотам нужен святой воин, военным – генерал и т. д. В нашей истории много замечательных и даже выдающихся личностей, но ведь святость – это совсем другое дело.

    – Каждый народ имеет своих героев, которых почитает и на которых равняется, желая подражать их подвигу. Есть и в Церкви свои Герои Духа – это святые. Недавно мы праздновали праздник Всех святых, в земле Русской просиявших. И нет ничего плохого в том, что люди желают видеть примером для подражания своих соотечественников, близких по времени. Важно, чтобы не было тщеславных или каких-то других прагматических причин для прославления того или иного подвижника, потому что это может разделять людей. Такие случаи были во времена апостола Павла (я Кифов, я Павлов), также наблюдались разделения в Церкви, когда одни больше почитали святителя Василия Великого, называя себя Василианами, другие – святителя Григория Богослова, именуя себя Григорианами, третьи – Ионнитами, почитая более святителя Иоанна Златоуста, но эти три святителя явились в XI веке митрополиту Иоанну Евхаитскому и прекратили раздор между своими почитателями, сказав, что они равны пред Богом. По этому поводу был установлен праздник Трем святителям 30 января.

    Святые едины в Господе и желают, чтобы мы достигли святости и соединились с Богом – это для них самое высокое почитание, так как в этом заключается, по апостолу Павлу, благая воля Божия: «Воля Божия есть освящение ваше…» (1 Фес. 4:3). Когда мы отпеваем усопших православных христиан, то молимся: «Со святыми упокой душу усопшего раба твоего…» Но это не значит, что все православные усопшие христиане, даже если они занимали высокие церковные, военные или общественные должности, могут служить примером для подражания и почитания как святые. Церковь – это не юридическая организация, где решается все по земным законам. Церковь – это живой организм, который живет Духом Святым. Для того и созданы при Церкви и епархиях комиссии по канонизации, которые по выше указанным критериям определяют, почитать ли того или иного подвижника или нет. Святость сама себя являет, а люди лишь только констатируют этот факт, который больше нужен не святым, так как они уже прославлены у Бога, а нам для молитвенной помощи и как пример для подражания.

    Святые – это те люди, которые, очистившись от греха, стяжали Духа Святого, явили Его силу в нашем мире. В качестве святых почитаются те, чье угождение Богу было явлено Церкви как достоверный факт, спасение которых обнаружилось еще теперь, до Страшного суда.

    Мы все призваны к святости. И действительно, мы освящаемся в Церкви, Главой и Начатком которой есть Господь Иисус Христос: «Если начаток свят, то и целое, и если корень свят, то и ветви» (Рим. 11:16). На Божественной литургии перед Святым Причастием мы слышим возглас, относящийся к нам: «Святая святым!» Как звезда от звезды отличается, так и на небесном своде святые разнятся степенью святости. Одни люди усвояют эту святость, становясь святыми, другие – нет. Все зависит от свободной воли человека.

    Беседовала Наталья Горошкова