Priora        14.07.2023   

Фап 135 ручная кладь. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Российская авиакомпания “Победа” ввела новые правила провоза багажа, а именно . Сами правила уже опубликованы на сайте авиакомпании.

Главным нововведением стало появление специальных калибраторов, которые авиакомпания теперь будет устанавливать в аэропортах, из которых осуществляет рейсы. Вся ручная кладь пассажира должна поместиться в этот железный ящик размером 36х30х27 см (включая портфели, дамские сумочки и даже костюмы в портпледах), а крышка калибратора – плотно закрываться без усилий и нажимов. Таким образом, каждый пассажир может взять с собой в салон самолета хоть чугунную гирю. А минимальный тариф теперь составляет всего 499 рублей.

Вот это все войдет в калибратор. Кроме самого пассажира.

«Теперь мы не ограничиваем количество, тип и даже вес вещей, которые пассажиры будут перевозить с собой в ручной клади. Вы можете везти с собой все, что угодно, если это свободно помещается в калибратор, – заявил журналистам гендиректор «Победы» Андрей Калмыков.

Но все же гендиректор авиаперевозчика уточнил, что пассажир должен сам, без посторонней помощи, поднять и поместить свою ручную кладь в калибратор, а максимальный вес не должен превышать 100 кг.

Чудеса оптимизации

Костыли, складные кресла-коляски, детские люльки будут перевозиться бесплатно и на отдельной багажной полке, без замеров.

Кроме того, за 2000 рублей пассажир может приобрести дополнительное место для ручной клади, при условии, что загрузка салона позволяет это сделать. Данную услугу можно заказать только на стойке регистрации багажа. Стоит отметить, что теперь товары из duty free тоже можно провезти бесплатно, если они поместятся в калибратор.

Прижимать крышку гирей – нещитово.

Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что одним из главных вопросов является соблюдение центровки воздушного судна.

«Теоретически, если нагрузка в виде тяжелых предметов, бесконтрольно проносимых пассажирами на борт воздушного судна, будет чрезвычайно велика, то это может создать проблемы с точки зрения центровки. По факту, мы помним о других вещах: во-первых, ручная кладь, которая проносится на борт, подлежит взвешиванию, поэтому перевозчик получает информацию о массе груза и может учитывать обстоятельства при расчете центровки; во-вторых, вероятность, что сразу же много пассажиров явятся на рейс в буквальном смысле с гирями, исчезающе мала», – пояснил Олег Пантелеев.

Центровочный график самолета

Также руководитель агентства «Авиапорт» заметил, что авиакомпания «Победа» старается всеми доступными способами сократить время посадки на борт воздушного судна, ведь одним из негативных факторов, влияющих на этот параметр, является большое количество различного рода предметов, которые пассажиры пытаются уложить на багажные полки.

«В федеральных авиационных правилах указано, что помимо одного места ручной клади можно провозить предметы из списка, – уточнил эксперт. – Но все же формального противоречия ФАП здесь нет, так как все эти вещи теоретически можно положить в калибратор».

По поводу предметов из списка ФАП “Победа” объяснила сайт следующее:

“Вещи из пункта 135 ФАП-82 перевозятся в пассажирском салоне в качестве ручной клади – на это прямо указано в пункте 135 ФАП-82. На вещи из пункта 135 ФАП-82 не распространяются нормы, действующие для ручной клади (габариты 36 x 30 x 27), но на них РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ требования к их безопасному размещению в салоне ВС – эта обязанность возложена на авиакомпанию абзацем 2 пункта 133 ФАП-82. По правилам безопасности вещи в пассажирском салоне размещаются на багажных полках. Ввиду ограниченного пространства багажных полок авиакомпания «Победа» вынуждена применять к вещам из пункта 135 ФАП-82 те же габариты, что и для ручной клади. Пространство на багажных полках такое, каким его предусмотрел производитель ВС, мы не можем его подстроить под изменившееся законодательство. Поэтому авиакомпания «Победа» не измеряет и не взвешивает вещи из пункта 135 ФАП-82, но требует, чтобы эти вещи были безопасно размещены на багажных полках. Это возможно исключительно если вся ручная кладь и вещи из п. 135 ФАП-82 помещаются в калибратор. Если ручная кладь и вещи из пункта 135 ФАП-82 не помещаются в калибратор, то авиакомпания «Победа» не может гарантировать, что их размещение и перевозка в салоне будут безопасными, поэтому такие вещи не допускаются к перевозке в пассажирском салоне, но их можно провезти в качестве зарегистрированного багажа”.

Выдержки из законодательства:

1. ВК РФ:

– Подпункт 2.1 пункта 2 ст. 106 ВК РФ:

Пассажир воздушного судна имеет право бесплатного провоза ручной клади в пределах нормы, которая устанавливается перевозчиком в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными на основании требований эксплуатационной документации воздушного судна, и позволяет размещать ручную кладь в пассажирской кабине (салоне) воздушного судна.

2. ФАП-82:

– Пункт 133 ФАП-82:

Пассажир воздушного судна имеет право провоза ручной клади в салоне воздушного судна в пределах установленной перевозчиком нормы без дополнительной платы (далее – норма бесплатного провоза ручной клади). В качестве ручной клади принимаются вещи, не содержащие запрещенных к перевозке в салоне воздушного судна веществ и предметов, вес и габариты которых установлены перевозчиком и позволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна.

– Пункт 135 ФАП-82:

В качестве ручной клади сверх нормы, установленной перевозчиком в соответствии с пунктом 133 настоящих Правил, и без взимания дополнительной платы пассажир имеет право провозить следующие вещи: рюкзак, вес и габариты которого установлены правилами перевозчика, или дамскую сумку, или портфель с вложенными в рюкзак, или сумку, или портфель вещами; букет цветов; верхнюю одежду; детское питание для ребенка на время полета; костюм в портпледе; устройство для переноса ребенка (детскую люльку, удерживающие системы (устройства) для детей до двух лет, детскую коляску и другие устройства) при перевозке ребенка, габариты которых установлены правилами перевозчика, и позволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо под сидением впереди стоящего пассажирского сидения; лекарственные препараты, специальные диетические потребности в количестве, необходимом на время полета; костыли, трости, ходунки, роллаторы, складное кресло-коляску, используемые пассажиром и имеющие габариты, позволяющие безопасно разместить их в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо под сидением впереди стоящего пассажирского сидения; товары, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту, упакованные в запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет, вес и габариты которых установлены правилами перевозчика.

Анастасия Якунина

Авиакомпания «Победа» опубликовала очередную версию своих правил провоза багажа и ручной клади. В них, в частности, содержатся крайне странные и ограничивающие права пассажиров положения, входящие в противоречие с Федеральными авиационными правилами.

Между тем даже новая версия Федеральных авиационных правил (ФАП-82), принятия которых, по собственному признанию , так добивался «Аэрофлот» в интересах «Победы», содержит требование о провозе всех безусловно бесплатных предметов сверх нормы ручной клади, установленной авиакомпанией. То есть ФАП не позволяют авиакомпании требовать, чтобы эти предметы соответствовали каким-либо её нормам, укладывались в любые калибраторы и тому подобное.

«Победа» никак не объясняет эту коллизию, однако объяснение, возможно, содержится в истории этой авиакомпании. Напомним, что в начале 2016 года «Победа» внезапно стала требовать, чтобы вышеупомянутые бесплатные предметы укладывались в 115 сантиметров по сумме трех измерений, хотя ФАП запрещали устанавливать подобные ограничения. «Победа» проиграла судебный процесс по этому вопросу, однако в течение года продолжала оспаривать вердикт еще в трех следующих судебных инстанциях. Лишь уступив в мае 2017 года в Верховном суде, «Победа» привела правила в соответствие закону — но нам неизвестны факты возврата пассажирам денежных средств, полученных авиакомпанией за год с лишним очевидных нарушений ФАП.

Абсурдность требований «Победы» проявится еще ярче, если вспомнить, что некоторые предметы из безусловно бесплатного списка ФАП вообще по своей сути никак не могут поместиться в ящик-калибратор «Победы». Это прежде всего верхняя одежда и портплед, подавляющее большинство имеющихся на рынке портфелей, а также почти все требуемые пассажиру по медицинским показаниям предметы (попробуйте разместить трость в калибратор, будете приятно удивлены).

Тезис «Победы» о том, что её требования вызваны необходимостью «безопасного размещения» ручной клади в салоне, опровергается самим же перевозчиком. За 1499-2000 рублей эта компания легко готова разрешить провоз более крупных вещей с суммой габаритов в 115 сантиметров, и вопрос «безопасного размещения» при уплате этой суммы сразу же снимается.

Словом, вступление в силу новых ФАП , резко ограничивающих права пассажиров по сравнению с их прошлой версией, вовсе не означает конец спорам и проблемам с ручной кладью. Наоборот, пассажиры «Победы» столкнутся с еще более жестким прессингом перевозчика. Тем, кто готов летать этой компанией, нужно быть готовым и к долгим дебатам с представителями «Победы» о соответствии её правил ФАП, и возможно, к судебным разбирательствам с перевозчиком по итогам каждого полета.

В любом случае всем пассажирам «Победы», желающим воспользоваться своим правом на провоз безусловно бесплатных предметов, следует иметь в кармане копию ФАП-82 при любом полете этой компанией. Стоит помнить, что спорами с представителями компании на стойке регистрации и на выходе на посадку дело может не ограничиться — претензии к ручной клади у «Победы» могут предъявлять и бортпроводники.

Низкобюджетная авиакомпания «Победа» с 30 сентября 2017 года начала продавать билеты по новым правилам провоза багажа и ручной клади (обновлено 04 сентября 2018 г.).

***Как добраться до аэропорта Внуково, который является базовым для «Победы», смотрите .***

Ручная кладь

Теперь каждый пассажир, который приобрел билеты после 30.09.2017 может бесплатно перевезти в салоне самолёта ручную кладь любого веса (с 15.11.2017) и суммарными габаритами не более 36х30х27 см. Контроль размеров ручной клади производится при помощи измерителя, установленного в аэропорту.

Авиакомпания отменила классификацию предметов ручной клади в правилах провоза багажа. Теперь пассажиры могут бесплатно взять в салон самолета любой багаж. Теперь можно в салон самолета взять и рюкзачки, и пакеты, и сумочки, если их габариты удовлетворяют указанным условиями.

Если вы приобрели билет после 30.09.2017 (включая эту дату), вы можете бесплатно провезти ручную кладь со следующими ограничениями:

    общие габариты не более 36 x 30 x 27 сантиметров,

    общий вес не более 5 килограммов. — С 15.11.2017 ограничения на вес авиакомпанией не накладываются.

Норма провоза ручной клади применяется на каждого пассажира отдельно и не распространяется на детей до 2 лет, перевозимых бесплатно.

С сайта а/к Победа

9.1. Для безопасного размещения в пассажирском салоне максимальные суммарные габариты Ручной клади и вещей из пункта 135 ФАП-82 не должны превышать 36 x 30 x 27 сантиметров (общий размер всех предметов). Ручная кладь и вещи из пункта 135 ФАП-82 по количеству и весу не ограничиваются, но должны свободно помещаться в калибратор (измеритель) Ручной клади с логотипом авиакомпании, установленный в аэропорту.

Измерение необходимо произвести перед тем, как пройти в зону досмотра пассажиров. Нормы провоза Ручной клади не суммируются для совместно следующих пассажиров и не распространяется на детей до 2 лет, перевозимых без предоставления отдельного места.

135 пункт ФАП-82 гласит (изменен с 5 ноября 2017 г. Приказом Минтранса России от 5 октября 2017 г. N 409):

В качестве ручной клади сверх нормы, установленной перевозчиком в соответствии с пунктом 133 настоящих Правил, и без взимания дополнительной платы пассажир имеет право провозить следующие вещи:

  • рюкзак, вес и габариты которого установлены правилами перевозчика, или дамскую сумку, или портфель с вложенными в рюкзак, или сумку, или портфель вещами;
  • букет цветов;
  • верхнюю одежду;
  • детское питание для ребенка на время полета;
  • костюм в портпледе;
  • устройство для переноса ребенка (детскую люльку, удерживающие системы (устройства) для детей до двух лет, детскую коляску и другие устройства) при перевозке ребенка, габариты которых установлены правилами перевозчика, и позволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо под сидением впереди стоящего пассажирского сидения;
  • лекарственные препараты, специальные диетические потребности в количестве, необходимом на время полета;
  • костыли, трости, ходунки, роллаторы, складное кресло-коляску, используемые пассажиром и имеющие габариты, позволяющие безопасно разместить их в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо под сидением впереди стоящего пассажирского сидения;
  • товары, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту, упакованные в запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет, вес и габариты которых установлены правилами перевозчика.

Ручная кладь, габариты которой не соответствуют требованиям к ее безопасному размещению (пункт 9.1), перевозится в качестве Зарегистрированного багажа с уплатой сбора, предусмотренного условиями применения тарифа.

Если габариты и вес Вашей ручной клади превышает бесплатные нормы, то ее придется сдать в багаж, за который нужно оплатить сбор. Оплату рекомендуем произвести заблаговременно — до того, как вы приедете в аэропорт. Если Вы не уверены какого размера будет Ваша ручная кладь, то оплатите ее позже на сайте Победы, тариф через интернет останется неизменным.

Сборы за место багажа, перевозимое в салоне воздушного судна, на каждом рейсе (ручная кладь)

Костыли, складная кресло-коляска, используемые пассажирами с ограниченными возможностями, а также детская люлька при перевозке ребенка, перевозятся бесплатно. Указанные предметы перевозятся в пассажирском салоне при условии, что их габариты позволяют безопасно разместить их в пассажирском салоне.

В соответствии с правилами авиакомпании мобильные телефоны и персональные электронные устройства с беспроводной связью могут перевозиться только как ручная кладь, и должны быть переведены в «авиарежим» (при отсутствии данного режима устройство должно быть выключено) сразу после закрытия двери воздушного судна перед его отправлением.

В целях обеспечения авиационной безопасности Победа запрещает провоз в салоне воздушного судна следующих предметов:

  • штопоры,
  • иглы для подкожных инъекций (если не будет представлено медицинское обоснование),
  • вязальные спицы,
  • ножницы;
  • складные (без фиксатора) дорожные, перочинные ножи.

Перевозка музыкальных инструментов

Перевозка музыкальных инструментов осуществляется как в багажном отделении, так и в салоне воздушного судна. При перевозке музыкальных инструментов в салоне воздушного судна применяются правила перевозки для багажа, перевозимого в пассажирском кресле.

Музыкальные инструменты, габариты которых превышают максимально допустимые габариты багажа в салоне воздушного судна — 115 см по сумме трех измерений (например, гитара, виолончель, скрипка или альт), могут перевозиться в салоне воздушного судна, только если для них было оплачено отдельное место по действующим на момент покупки пассажирским тарифам. Вес такого багажа не должен превышать 75 кг, а размеры должны позволять разместить его на отдельном пассажирском кресле . Упаковка багажа, перевозимого в салоне воздушного судна, должна обеспечивать его крепление на пассажирском кресле.

Для заказа и оплаты дополнительного места пассажиру необходимо обратиться в колл-центр. При покупке дополнительного места норма багажа не увеличивается.

Перевозка домашних животных

Авиакомпания «Победа» принимает к перевозке собак, кошек, служебных собак, а также птиц только в салоне воздушного судна.

Не допускаются к перевозке ни в качестве Зарегистрированного Багажа, ни в качестве Багажа в салон ВС предметы, которые могут причинить вред воздушному судну, лицам или имуществу, находящемуся на борту воздушного судна, а также животные и птицы (за исключением комнатных животных/птиц и служебных собак), насекомые, рыбопосадочный материал, пресмыкающиеся, грызуны, подопытные и больные животные. Кроме того, не допускаются к провозу предметы и вещества, воздушная перевозка которых в качестве Багажа запрещена законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка.

Внимание: животные/птицы и служебные собаки (за исключением собак-поводырей), независимо от веса (суммарный вес контейнера (клетки) и корма животного/птицы), не включаются в норму перевозимого без дополнительной платы Багажа и оплачиваются согласно тарифам.

Стоимость провоза животного — 1999 руб.

Регистрируемый багаж

На рейсах авиакомпании «Победа» предусмотрена норма бесплатного провоза Багажа только для самого дорогого тарифа «Пакет Премиум» , в него включены ручная кладь до 10 кг и багаж до 20 кг.

На все минимальные тарифы, из-за которых мы и покупаем билеты на Победу, бесплатного багажа нет.

Бесплатно перевозятся детская коляска или люлька (при перевозке ребенка), а также костыли и кресла-коляски (для маломобильных пассажиров).

Сборы за место багажа на каждом рейсе, за исключением случаев сквозной трансферной перевозки багажа на рейсах авиакомпании

Помните, что стоимость услуги по перевозке багажа при оплате в аэропорту выше, чем на сайте .

Наименование услуги Веб‑сайт Колл‑центр (за 4 часа до вылета) Аэропорты РФ Аэропорты иностранных государств
Зарегистрированный багаж, до 10 кг 777 руб. 777 руб. 1000 руб. 15 евро
Зарегистрированный багаж, до 20 кг от 1199 руб. 1899 руб. 3000 руб. 45 евро
Доплата закаждый 1кг перевеса - - 500 руб. 10 евро
Перевозка негабаритного багажа (свыше 203 см по сумме трех измерений). Одно место багажа до 20 кг (за 1 место на 1 рейсе) - - 5000 руб. 75 евро
Велосипед, за 1 штуку, не более 20 кг 1499 руб. 1499 руб. 4000 руб. 55 евро
Рыболовное снаряжение, за 1 комплект, не более 20 кг 1499 руб. 1499 руб. 4000 руб. 55 евро
Лыжи или сноуборд, за 1 комплект, не более 20 кг 1499 руб. 1499 руб. 4000 руб. 55 евро

Где искать дешевые билеты на Победу?

Чтобы узнавать первыми о появлении новых направлений авиакомпании Победа или о начале распродаж билетов (в том числе билетов по 499 рублей), нажмите на колокольчик в левом нижнем углу экрана и подпишитесь на уведомления в браузере. В этом случае Вы точно не пропустите очередную акцию и схватите билеты по минимальным тарифам.

Дешевые билеты Вы по прежнему можете найти на сайте Победы или через форму поиска авиабилетов . Все, что нужно – это ввести пункт отправления и назначения и предполагаемые даты поездки, а затем нажать «Найти авиабилеты». Поисковик авиабилетов подберет для Вас оптимальный маршрут и покажет минимальную цену среди авиакомпаний и агентств по продаже авиабилетов.

Недавно Щербинский районный суд столицы не удовлетворил иск к авиакомпании "Победа", в котором истец требовал возместить причиненный ему авиаперевозчиком ущерб, возникший в связи с тем, что его не пропустили на рейс авиакомпании из-за наличия у него в ручной клади портпледа. Вопросы возникают как в отношении правил авиакомпании, так и в отношении судебного решения, которое принял суд.

Противоречие общей и частной нормы

В январе 2018 года Геннадий Счастливый не был допущен на борт самолета авиакомпании "Победа", вылетавшего рейсом DP158 из Краснодара в Москву. Причина – на руках у обладателя билета в качестве ручной клади был портплед. Его сотрудники попросили своего клиента втиснуть в калибратор, что было просто невозможно без того, чтобы его сломать и испортить. Отказавшись платить за портплед как за дополнительный зарегистрированный багаж, Геннадий не смог пройти на борт и вынужден был вылететь в Москву только через сутки.

В Федеральных авиационных правилах («Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденные Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (далее – ФАП-82)) о перевозке багажа и ручной клади сказано:

135. В качестве ручной клади сверх нормы, установленной перевозчиком в соответствии с пунктом 133 настоящих Правил, и без взимания дополнительной платы пассажир имеет право провозить следующие вещи:

рюкзак, вес и габариты которого установлены правилами перевозчика, или дамскую сумку, или портфель с вложенными в рюкзак, или сумку, или портфель вещами;

букет цветов;

верхнюю одежду;

детское питание для ребенка на время полета;

костюм в портпледе; (...).

Однако в Правилах авиакомпании "Победа" положения ФАП-82 скорректированы:

ГЛАВА 9. 9.1. Для безопасного размещения в пассажирском салоне максимальные суммарные габариты Ручной клади и вещей из пункта 135 ФАП-82 не должны превышать 36 x 30 x 27 сантиметров (общий размер всех предметов). Ручная кладь и вещи из пункта 135 ФАП-82 по количеству и весу не ограничиваются, но должны свободно помещаться в калибратор (измеритель) Ручной клади с логотипом авиакомпании, установленный в аэропорту.

Измерение необходимо произвести перед тем, как пройти в зону досмотра пассажиров. Нормы провоза Ручной клади не суммируются для совместно следующих пассажиров и не распространяется на детей до 2 лет, перевозимых без предоставления отдельного места.

9.2. Ручная кладь, габариты которой не соответствуют требованиям к ее безопасному размещению (пункт 9.1 настоящих Правил), перевозится в качестве Зарегистрированного багажа с уплатой сбора, предусмотренного условиями применения тарифа.

Таким образом, ФАП-82 дает пассажирам возможность провозить личные вещи, включая портплед, а вот "Победа" при помощи калибраторов эту возможность ограничивает, предлагая своим клиентам всякий раз втискиваться в прокрустово ложе дополнительных предписаний. Сочинены они так, чтобы выполнить их было не всегда реально, благодаря чему возникает возможность получить дополнительную плату со своих пассажиров за предоставляемые услуги.

Об активном использовании такой практики авиакомпанией "Победа" ранее уже ИА FederalCity . Кроме того, на существование у авиакомпаний приемов "выдавливания дополнительных рублей из пассажиров" и депутат Государственной Думы Олег Нилов , когда комментировал для ИА FederalCity принятие Госдумой законопроекта, исключающего из цены невозвратного билета стоимость перевозки багажа, если его нет у пассажира.

Принятый тогда законопроект ограничил установленные при покупке невозвратного билета нормы для провоза багажа – 10 кг и два багажных места. В итоге, сказал депутат, после введения более дешевых невозвратных билетов лоббисты авиакомпаний-лоукостеров нормой о снижении веса бесплатно перевозимого багажа создали "уловку для получения дополнительных денег".

Однако если в случае с ограничением веса багажа был продавлен и принят законопроект, то в описываемом случае речь идет о противоречии правил "Победы" Общим правилам воздушных перевозок (ФАП-82).

Истец уже имеет договоренность с Обществом защиты прав потребителей совместно с его представителями продолжить в суде отстаивание своих интересов в этой конфликтной ситуации. Решение Щербинского районного суда Москвы будет обжаловано.

Странности в формулировках решения суда

Однако и само решение суда содержит некоторую странность, которая, возможно, позволяет составить более полную картину методов работы сотрудников авиакомпании "Победа", в том числе в судах.

Представители авиакомпании на заседание суда не явились, однако направили в суд ходатайство с изложением собственной аргументации относительно случившейся конфликтной ситуации. Суд принял сторону компании, и ее аргументации, по-видимому, перекочевала в текст решения суда.

В тексте суда среди разрешенных к перевозке вещей назван костюм в портпледе (согласно Общим правилам воздушных перевозок – ФАП-82). И вот суд неожиданно замечает в своем решении, что "суду не были представлены бесспорные доказательства перевозки именно костюма в портпледе", чего, подчеркнем, сотрудники авиакомпании "Победа" в момент посадки на рейс от истца не требовали. Далее к этому аргументу в судебном решении добавлен тот факт, что портплед истца не был помещен им в калибратор с логотипом авиакомпании, как того на сей раз потребовали сотрудники "Победы".

Странность здесь в том, что суд зачем-то соединил два аргумента, которые должны показать неправоту истца: истец не доказал суду, что действительно перевозит в портпледе костюм, и истец не захотел засовывать свой портплед в калибратор.

Заметим еще раз: истца в момент прохождения процедуры посадки на рейс никто и не просил доказывать, что он действительно везет в портпледе деловой костюм. Следовательно, не это стало причиной конфликта. Однако задним числом суд зачем-то выдвигает этот новый для истца аргумент.

Казалось бы, есть необходимое и достаточное (по правилам "Победы") основание – портплед должен влезать в калибратор. Но суд зачем-то добавляет это основание еще одним основанием для отказа истцу в его претензиях, только уже основанием сомнительным и с точки зрения его необходимости, и с точки зрения его достаточности ("нужно безусловно доказать, что в портпледе был костюм"). Если бы наличие костюма в портпледе было необходимым условием, сотрудники авиакомпании попросили бы истца в момент прохождения посадки на рейс это продемонстрировать.

Можно предположить, что возникновение нового аргумента ("доказать безусловно, что в портпледе был костюм") возникло из ходатайства в суд представителей авиакомпании, которые, понимая, что их правила противоречат правилам ФАП-82, в своем ходатайстве "усилили" задним числом свою позицию – "докажите сначала безусловно, что в портпледе был костюм". Но такое "усиление" позиции, скорее, лишь ослабляет ее.

Возможно, при обжаловании решения суда первой инстанции с участием более квалифицированных специалистов данная конфликтная ситуация получит действительно исчерпывающее разрешение. Это важно, так как описанный казус может случиться с очень многими пассажирами "Победы", установившей на их пути в свои самолеты калибраторы.

ИА FederalCity будет следить за развитием ситуации.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity

Авиакомпании России все чаще вводят безбагажные тарифы, а на первого российского лоукостера "Победу" пассажиры порой жалуются за требования доплатить за ручную кладь, поэтому, во избежание необоснованных переплат в аэропорту и прочих неприятных сюрпризов, стоит не только внимательно ознакомиться с правилами конкретной авиакомпании, рейсом которой Вы планируете лететь, но и изучить, что же говорит на эту тему российское законодательство...

Правила провоза багажа, устанавливаемые российскими авиакомпаниями, должны соответствовать законодательству нашей страны, в частности требованиям Воздушного кодекса РФ и Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 года № 82 (в редакции от 15.02.2016 года) (далее - ФАП-82).

В соответствии с вышеуказанными нормативными актами, пассажир воздушного судна имеет право провоза своего багажа в пределах установленной нормы бесплатного провоза багажа без дополнительной платы.

Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются перевозчиком в зависимости от типа воздушного судна, но не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира (пункт 122 ФАП-82, ст. 106 Воздушного кодекса РФ).

Таким образом, перевозчик обязан принять у Вас к перевозке багаж в пределах нормы бесплатного провоза багажа (п. 123 ФАП-82), однако при этом наше законодательство не уточняет, имеете Вы право провезти эти 10 кг в ручной клади или в багажном отделении , поэтому данный вопрос остается на усмотрение авиакомпании (обычно - это ручная кладь, но авиакомпания Победа, к примеру, решила обойтись без ручной клади и принимать 10 кг бесплатно только в багаж).

За багаж сверх установленной авиакомпанией бесплатной нормы (это может быть не обязательно 10, но и 20 или 23 кг, или 32 - в бизнес-классе, все зависит от правил авиакомпании и выбранного тарифа), пассажир обязан произвести доплату, размер которой устанавливается правилами авиакомпании. И, как правило, оплатить сверхнормативный багаж заранее обходится дешевле, чем сделать это в аэропорту уже при регистрации на рейс.

При этом, если Вы решили доплатить за багаж сверх нормы бесплатного провоза багажа по выбранному Вами тарифу, но фактически предъявили к перевозке багаж весом и/или размером меньшим, чем Вами было забронировано и предварительно оплачено, то разница в оплате перевозки между забронированным и фактическим весом и/или размером багажа должна быть Вам возвращена (п. 125 ФАП-82). Например, и побоявшись, что не уложитесь в бесплатные 10 кг багажа, Вы произвели доплату 1 499 рублей за багаж весом до 20 кг, но по факту вес Вашего чемодана не превысил 10 кг, следовательно, Вы вправе требовать возврата Вам денежных средств, оплаченных за багаж весом от 10 до 20 кг.

Также важно, что пунктом 127 ФАП-82 установлено, что п о просьбе пассажиров, следующих совместно с одной целью поездки в один и тот же аэропорт (пункт) назначения или аэропорт (пункт) остановки одним и тем же рейсом (члены семьи, лица, совместно путешествующие или следующие в командировку), перевозчик обязан применить к этим пассажирам сумму норм бесплатного провоза багажа каждого из пассажиров . При этом, о бъединение касается только норм бесплатного провоза багажа и багаж оформляется на каждого пассажира индивидуально. Таким образом, опять же на примере авиакомпании "Победа", если Вы летите с супругом/супругой/ребенком, и вес Вашего чемодана составил 13 кг, а вес чемодана Вашего спутника - не превысил 7 кг, то авиакомпания по Вашему требованию обязана зарегистрировать на двоих багаж общей массой не превышающей 20 кг (10 + 10) без доплат за перевес одного из чемоданов.

Ручная кладь

Что касается ручной клади, то в качестве таковой принимаются вещи, вес и габариты которых установлены перевозчиком и позволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна (п. 133 ФАП-82). Так что все требования к ручной клади остаются исключительно на усмотрение авиакомпании.

При этом важно знать (особенно при перелетах авиакомпанией "Победа", которая как лоукостер, ручную кладь не любит и за пакеты-рюкзаки требует доплаты), что в соответствии с пунктом 135 ФАП-82 сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа и без взимания платы пассажир имеет право провозить следующие вещи, если они находятся при пассажире и не вложены в багаж:

Дамская сумочка или портфель;

Папка для бумаг;

Зонтик;

Трость;

Букет цветов;

Верхняя одежда;

Печатные издания для чтения в полете;

Детское питание для ребенка во время полета;

Телефон сотовой связи;

Фотоаппарат;

Видеокамера;

Портативный компьютер;

Костюм в портпледе;

Детская люлька при перевозке ребенка;

Костыли, складная кресло-коляска, имеющие габариты, позволяющие безопасно разместить их в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо под сидением впереди стоящего пассажирского сидения.

Данные вещи не предъявляются для взвешивания, не подлежат оформлению и не маркируются бирками. И Вы можете иметь при себе не какую-то одну из этих вещей на выбор, а хоть все сразу (применительно к той же "Победе" нам ни слова не говорили, когда, помимо дамской сумочки у меня и довольно большого портфеля у мужа, еще в отдельной сумочке был ноутбук, в отдельной - фотоаппарат, а в руках верхняя одежда).

Нестандартный багаж

Что касается нестандартного багажа, то в соответствии п еревозка негабаритного багажа, тяжеловесного багажа, служебных собак, комнатных животных и птиц оплачивается исходя из их фактического веса по установленным авиакомпанией багажным тарифам независимо от других вещей пассажира, перевозимых в качестве багажа, за исключением собак-проводников, следующих с пассажиром, лишенным зрения, а также кресел-колясок, используемых пассажиром из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.

С согласия перевозчика в салоне воздушного судна может также перевозиться багаж пассажира, требующий особых мер предосторожности во время перевозки или особых условий его обработки (хрупкие и бьющиеся предметы, кино- и фотоаппаратура, теле- и видеоаппаратура, бытовая оргтехника, музыкальные инструменты, электронные и оптические приборы и т.п.). Такой б агаж, перевозимый в салоне воздушного судна, размещается в специально предназначенных местах (отсеках), а при их отсутствии - на отдельном пассажирском кресле. В случае перевозки багажа на отдельном пассажирском кресле пассажир обязан оплатить отдельное(ые) пассажирское(ие) кресло(а) для этого багажа в соответствии с правилами перевозчика. Вес одного места багажа, перевозимого в салоне воздушного судна, не должен превышать восемьдесят килограммов, а его размеры должны позволять разместить его на отдельном пассажирском кресле. Упаковка багажа, перевозимого в салоне воздушного судна, должна обеспечивать его крепление на пассажирском кресле. Доставка к воздушному судну багажа, перевозимого в салоне воздушного судна, его подъем, размещение в салоне воздушного судна, снятие с борта воздушного судна и доставка от воздушного судна производятся пассажиром, перевозящим данный багаж.

Перевозка животных

Также в качестве багажа могут перевозиться комнатные животные (птицы) и служебные собаки (п. 143 ФАП-82). При этом комнатные животные (птицы) и служебные собаки могут перевозиться в салоне воздушного судна только с согласия перевозчика (авиакомпании).

При перевозке комнатных животных (птиц) и служебных собак пассажир обязан предоставить необходимые документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, международными договорами и законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка.

Комнатные животные (птицы) и служебные собаки, за исключением случаев, когда служебные собаки перевозятся в салоне воздушного судна при перевозке воздушным транспортом должны быть помещены в крепкий контейнер (клетку), обеспечивающий необходимые удобства при перевозке, с доступом воздуха и надежным запором (замком). Дно контейнера (клетки) должно быть плотным, водонепроницаемым и покрыто абсорбирующим материалом. Контейнер (клетка) должен исключать просыпание абсорбирующего материала. Клетка для птиц должна быть покрыта плотной светонепроницаемой тканью.

Вес комнатного животного (птицы) и служебной собаки, вес контейнера (клетки) и пищи, предназначенной для питания животного (птицы) и служебной собаки, не включается в норму бесплатного провоза багажа и оплачивается пассажиром в соответствии с тарифом, установленным перевозчиком.

Перевозка служебной собаки в салоне воздушного судна с согласия перевозчика может быть произведена при предъявлении перевозчику документа, подтверждающего, что пассажир, сопровождающий служебную собаку, является сотрудником кинологической службы федерального органа исполнительной власти, и документа, подтверждающего специальное обучение служебной собаки.

Служебная собака, перевозимая в салоне воздушного судна, должна иметь ошейник и намордник и быть привязана к креслу у ног пассажира, который ее сопровождает.