Электрооборудование        15.06.2022   

Примеры профессионализмов в зависимости от специальности. Профессионализмы в речи людей разных профессий

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ - это специальные слова, которые используются в области самых различных профессий. Значительная часть профессиональных слов носит терминологический характер. В науке, искусстве, в сельском хозяйстве, в промышленном производстве - везде есть свои термины. Например, математические терминами: интеграл, дифференциал, уравнение, названия тригонометрических функций (синус, косинус, тангенс и т. п.). Музыканты пользуются, естественно, музыкальными терминами, например: фуга, увертюра, аккорд, гамма, бекар, доминанта, минорный тон. Профессиональные слова - это специальная лексика, характерная той или иной профессии. .

Стоит подробнее остановиться на том, что такое профессионализмы в русском языке. Зачастую к таким словам относятся жаргонные выражения. Неофициальный характер лексем говорит о том, что они не употребляются повсеместно. Их использование может ограничиваться узким кругом людей: принадлежащих одной специальности, квалификации, работающих в одной организации. Нередко круг понятий со временем становится более широким. Практически у людей любой профессии есть свой набор профессионализмов. Это связано с необходимостью четко обозначать все процессы и явления в рабочей жизни, многие из которых зачастую не имеют определения. Образуются такие слова посредством ассоциаций с бытовыми понятиями. Зачастую для человека, не посвященного в тонкости той или иной профессии, может возникнуть путаница при встрече со словами из профессиональной лексики. В реальной жизни они могут обозначать совершенно другие объекты.

Проблемы профессионализмов Одна из проблем – это непонимание профессионализмов людьми, не принадлежащими к конкретному виду профессии. Многие из таких выражений отсутствуют в словарях. А те, что встречаются в словарных и терминологических изданиях, с трудом разграничиваются от самих терминов и просторечий. Невозможность найти точное определение профессионализма может вызвать путаницу даже у самих представителей профессий. А из-за этого – ошибки в работе, сбои. Информационные барьеры возникают при общении работников и квалифицированных специалистов с их руководством. Для сотрудников более привычно применять в своей речи специальные выражения, но многим менеджерам значение их незнакомо. В результате появляется некоторое обособление групп работников разных уровней, могут возникнуть конфликты.

Профессионализмы в русском языке мало изучены, исследователи -языковеды стараются избегать этого явления. Появление таких слов спонтанно, и сложно найти для них определенные границы и дать четкое обозначение. Существуют некоторые издания обучающего характера, в которых специалисты стараются дать перечень профессионализмов. Такие словари помогут студентом и учащимся в дальнейшей их рабочей деятельности: быстрее войти в курс дела и понимать коллег, не испытывать трудности при устном общении с узкими специалистами.

Термины Те рмин (от лат. terminus - предел, граница) - слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и так далее. Термины служат специализирующими, ограничительными обозначениями характерными для этой сферы предметов, явлений, их свойств и отношений. В отличие от слов общей лексики, которые зачастую многозначны и несут эмоциональную окраску, термины в пределах сферы применения однозначны и лишены экспрессии. Термины существуют в рамках определённой терминологии, то есть входят в конкретную лексическую систему языка, но лишь через посредство конкретной терминологической системы. В отличие от слов общего языка, термины не связаны с контекстом. В пределах данной системы понятий термин в идеале должен быть однозначным, систематичным, стилистически нейтральным (например, «фонема» , «синус» , «прибавочная стоимость»). По мнению автора учебника «Терминоведение» С. В. Гринёва-Гриневича, ссылающегося на мнение О. С. Ахмановой, основной состав терминологического списка европейских языков «вполне может быть исчерпан существительными» . Гринёв-Гриневич признаёт существование «отличного мнения» , согласно которому к терминам можно относить и некоторые глаголы, а также прилагательные и наречия, однако отвергает эту точку зрения как несостоятельную. Отсюда его уточнённое определение термина как «номинативной лексической единицы (слова или словосочетания), принимаемой для точного именования понятий» . Термины и нетермины (слова общенародного языка) могут переходить друг в друга. Термины подчиняются словообразовательным, грамматическим и фонетическим правилам данного языка, создаются путём терминологизации слов общенародного языка, заимствования или калькирования иноязычных термино-элементов. В некоторых случаях при таком вхождении слова в терминологию различных предметных областей возникает омонимия: так, например, заимствованное из латыни слово «лигатура» (лат. ligatura) в металлургии имеет значение «сплавы для легирования» , в хирургии - «нить, используемая при перевязке кровеносных сосудов» , в теории музыки - графема, в которой несколько простых «разновысотных» нотных знаков записывались слитно, как единый знак.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ

Слова и выражения, свойственные речи людей различных профессий и обслуживающие различные сферы профессиональной деятельности, но не ставшие общеупотребительными. П., в отличие от терминов, считаются "полуофициальными" словами (лексемами), не имеющими строгого научного характера, например: органика - органическая химия, баранка - руль автомобиля. В художественной литературе П., как и другая лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (просторечные элементы (просторечие), диалектизмы, жаргон измы), используются в качестве одного из способов характеристики персонажа, например: "Мы говорим не штормы, а шторма" (В. Высоцкий). См. также лексика.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ в Большом энциклопедическом словаре:
    слова и выражения, свойственные речи какой-либо профессиональной группы (напр., "на-гора" в речи …
  • ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПРОФЕССИОНАЛ́ИЗМЫ, слова и выражения, свойственные речи к.-л. проф. группы (напр., "на-горa" в речи …
  • ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ
    — слова и выражения, свойственные речи представителей той или иной профессии или сферы деятельно-I сти, проникающие в об-щелитературное употребление (преим. …
  • ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    слова и выражения, свойственные речи какой-либо профессиональной группы (напр., «на-гора» в речи …
  • СКАЗ
    1) Тип повествования, основанный на стилизации речи того героя, который выступает в роли рассказчика. Повествование в С. ведется от лица …
  • ПРОСТОРЕЧИЕ в Словаре литературоведческих терминов:
    - сниженная разновидность разговорного языка, для которой характерно использование лексики, находящейся за границей литературной нормы. Просторечные слова и обороты могут …
  • ЛЕКСИКА в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от греч. lexis — речь; способ выражения, слог; оборот, слово) - совокупность всех слов языка, его словарный состав. В …
  • ЖАРГОН в Словаре литературоведческих терминов.
  • ДИАЛЕКТИЗМЫ в Словаре литературоведческих терминов:
    - слова и выражения, присущие народной речи, местному говору (черевики - туфельки, баз - двор, бирюк - одинокий и угрюмый …
  • ГРАФИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    идентификация в криминалистике, отождествление личности по письму (почерку), т. е. установление исполнителя (автора) путём сравнительного исследования признаков почерка, отобразившихся в …
  • СЛОВО в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    — основная структурно-семантическая единица языка, служащая для именования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и …
  • ЛЕКСИКА в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    (от г*реч. lexikos — относящийся к слову) — совокупность слов языка, его словарный состав. Этот термин используется и по отношению …
  • СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА в Словаре лингвистических терминов:
    Слова и словосочетания, которые называют предметы и понятия, относящиеся к различным сферам трудовой деятельности человека, и не являются общеупотребительными. В …
  • ПРОФЕССИОНАЛИЗМ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. 1) Занятие чем-л. как профессией. Клубное любительство у части его наиболее одаренных деятелей постепенно перерастает в профессионализм (…

Данную методическую разработку для 6 класса можно использовать, как при изучении новой темы, так и при закреплении, несколько изменив некоторые элементы урока. Разработка содержит системное повторение всех терминов, изучающихся в разделе "Лексикология"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развернутый план урока русского языка

в 6 классе по теме:

«Профессионализмы»

(по учебнику Т. А. Ладыженской)

учителя русского языка и литературы

МКОУ Верхнетерешанская ООШ

Старокулаткинского района

Ульяновской области

Аксяновой Гузель Саитовны

Целевая установка:

Обучающие цели.

Знания: дать знания о лексике ограниченного употребления, в частности – о профессионализмах .

Умения: формировать практическое умение правильно использовать в обиходной речи профессионализмы, “не засорять» русский литературный язык излишним количеством профессионализмов; совершенствовать умение правильного выполнения лингворазборов: морфемного, элементов фонетического, орфографического.

Навыки: совершенствовать навыка грамотного письма: орфограммы (правописание безударных гласных в корне слова, правописание непроизносимых согласных в корне слова), пунктограммы (знак конца предложения).

Развитие речи: совершенствование разных видов речевой деятельности: чтение учебных текстов, выразительное чтение, слушание учителя и друг друга, развитие устной монологической и диалогической речи, письмо (количество записанных на уроке слов - 115), развитие коммуникативно-речевых умений (составление словосочетаний, предложений, умение озаглавить текст, определить его тему).

  1. Высокий речеразвивающий характер дидактического материала.
  2. Стилистический аспект: на уроке использовался художественный стиль и учебно-научный подстиль научного стиля.
  1. Развивающие цели:
  1. развитие мышления, памяти, внимания, воображения;
  2. создание психологически комфортной обстановки на уроке.

III. Воспитательные цели:

  1. воспитывать внимание к окружающему миру;
  2. развивать интерес к русскому языку, устной и письменной речи;
  3. воспитывать серьезное отношение к учительскому и ученическому труду, к предмету.
  4. приобщить через пословицы и поговорки к культурному наследию русского народа.

Оборудование урока: оформленная доска, учебник

(Т. А. Ладыженская), карточки с текстом, словари (орфографический, толковый).

Методы: слово учителя с элементами беседы, тренировочные упражнения, работа с иллюстрациями, элементы языковых разборов, наблюдение над языковым явлением.

Ход урока.

  1. Организационный момент
  1. Приветствие
  2. Отчет дежурного о готовности к уроку.
  3. Создание положительного психологического настроя учеников

II. Опрос

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос по теме «Лексикология»

Что изучает лексикология?

Какие разделы лексики мы изучали в прошлом году?

Какие слова называются общеупотребительными?

Какие разделы необщеупотребительной лексики нам уже знакомы?

III.Изучение нового материала

  1. Проведение игры «Отгадай профессию». Поговорим мы сегодня о профессиях.

А) Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов - это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.

Б) Лешему Римский - Корсаков придумал две темы. Одну поручил он струнным инструментам. Вторую играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит тема Деда Мороза.

Как вы это определили?

2.Слово учителя о профессионализмах. Запись в тетради темы урока.

3.Знакомство с целями урока.

4.Заполнение справочников:

Профессионализмы – слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.

5.Работа по парам.

В каждом из конвертов - название профессии. Выбрать термины, которыми пользуются люди той или иной профессии.
Музыканты Военные Врачи Математики Историки Шофёры Юристы;
опера артиллерия микстура квадрат император аккумулятор адвокат;
кларнет снаряд бронхит уравнение крестьяне карбюратор прокурор;
романс десант ингаляция умножить воевода шиномонтаж судья;
скрипка патрон прививка равенство феодализм бампер свидетель;
нота батальон фурункул окружность реформа тормоз обжалование.

Проверка. Каждая пара читает 1 столбик. Остальные проверяют правильность выполнения работы. Кто заметит ошибку, пусть молча поднимет руку.

Правильный ответ:

музыканты врачи снаряд
военные математики бронхит
прививка ингаляция шофёры
фурункул квадрат опера
уравнение юристы умножить
равенство микстура феодализм
аккумулятор окружность кларнет
романс скрипка реформа
император батальон карбюратор
шиномонтаж крестьяне воевода
историки бампер тормоз
адвокат патрон прокурор
судья нота десант
свидетель обжалование артиллерия

  1. Закрепление изученного материала
  1. Работа с учебником.

Выполнение упражнений 67, 68.

  1. Работа с текстом

Тетя Поля - хирург, а моя мама - заведующая заводской амбулаторией. Стоит им встретиться - и между ними начинается разговор, в котором обычные слова заменяются медицинскими. Не успел войти, как тетя Поля меня спрашивает:
-Ну, Алик, как твой кариес?
Я только плечами пожал:
-Никакого кариеса у меня нет.
-Как, а твой зуб? Тебе уже наложили пломбу?
Тут только я понял, в чем дело: неделю назад у меня заболел зуб и мне его лечили в поликлинике.
Но, по - моему, гораздо проще вместо слов кариес и наложите пломбу спросить: "Ты вылечил зуб?" Но я не стал спорить! Их не переубедишь.

Прав ли герой данного рассказа, что вообще не надо употреблять профессиональные слова?

V. Итог урока

С какими словами познакомились сегодня на уроке?

VI. Рефлексия.

Продолжите предложение, используя профессионализм:

Я считаю данный урок…

VII. Домашнее задание

П. 15, упр. 69

VIII. Оценивание



Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

Аннотация: Статья посвящена описанию специальной лексики, традиционно подразделяемой на термины и профессионализмы. Приводятся большое количество примеров профессионализмов из разных профессиональных сфер: авиационный, автоперегонщиков, банковских служащих, библиотекарей, бизнесменов, бухгалтеров, журналистов, инженеров, кинематографистов, метеорологов, медицинский, милицейский, морской, охотников, столяров, полиграфистов, пуховниц, рекламный (пиарщиков), рок–музыкантов, строителей, таксистов, театральный, телевизионщиков, торговцев старой Москвы, учителей, школьников, электронщиков и компьютерщиков. Материалы статьи могут быть полезны филологам-преподавателям вуза.
Ключевые слова: специальные слова, термин, профессионализм

Professionalisms in the people`s speech of different professions

Tverdokhleb Olga Gennadjevna
Orenburg State Teacher Training University, Orenburg

Abstract: The article describes the special vocabulary, traditionally divided into terms and professionalisms. Given the large number of examples of excellences from different professional fields: aviation, avtoprodiks, Bank employees, librarians, businessmens, accountants, journalists, engineers, film-makers, meteorologists, medical, police, marine, hunters, carpenters and joiners, printers, needlewomans, advertising (PR), rock musicians, construction workers, taxi drivers, theater, TV crews, vendors of old Moscow, teachers, students, engineers and computer scientists. The article can be useful to philologists-teachers of the University.
Keywords: special words, the term, the professionalism

Язык, отражая окружающую действительность, закрепляет в своем лексическом составе практический, общественно-познавательный опыт людей, материальные, духовные, культурные и научные достижения. Важнейшая функция языка – коммуникативная обеспечивает общение во всех сферах человеческой деятельности.

Общеупотребительные слова, понятные всем носителям данного языка, включаются в словари литературного языка. Но, кроме общеупотребительных слов, в языке имеется огромное количество специальных слов, обслуживающих разные сферы науки, техники и культуры. Специально-профессиональное общение осуществляется посредством языка науки и техники, специальной формы естественного языка, концентрирующей в себе коллективную профессионально-научную память. Специальная лексика – это слова и сочетания слов, употребляемые и понимаемые преимущественно представителями определенной отрасли знания, профессии. Однако особая роль науки и техники в современном обществе обусловливает продолжающийся интерес к различным проблемам специальной лексики.

В специальной лексике прежде всего принято выделять термины и профессионализмы.

Термины являются частью терминологической системы, и к ним «применима классифицирующая дефиниция через ближайший род и видовое отличие» . Создаваемые для точного выражения специальных понятий и основанные на дефиниции , они, играя классификационно-систематизирующую роль, организуют и упорядочивают научные знания разных сфер, в частности: военной (Н.Д. Фомина 1968, Г.А. Виноградова 1980, П.В. Лихолитов 1998); морской (А. Круазе ван-дер-Коп 1910, Н.В. Денисова 2003); военно-морской (Н.А. Каланов 2003, Л.В. Горбань 2005); железнодорожной (С.Д. Ледяева 1973), экономической (М.В. Китайгородская 1996); юридической (Н.Г. Благова 2002) и др. Как особые лексические единицы термины были предметом анализа многих работ лингвистического содержания как теоретической , так и практической направленности .

Профессионализмами являются слова, используемые небольшими группами людей, объединенных определенной профессией . Ученые отмечают, что профессиональный жаргон (сленг) – слова и словосочетания полуофициального характера, обозначающие какое-то специальное понятие, для которого еще нет официально принятого в данной науке, отрасли техники и т. д. обозначения . Мы уже указывали, что употребленные в художественном произведении профессиональные жаргонизмы, в частности, школьные, «должны быть понятны читателю, а значит, разъяснены» . Именно с отсутствием официально принятых наименований связан тот факт, что до сих пор полного списка всех профессионализмов в речи людей разных профессий до сих пор нет. Это предопределяет актуальность нашей работы.

В данной статье приводится материал для такого списка (в алфавитном порядке):

  • авиационный: козёл непроизвольный скачок самолета при посадке ’; недомаз недолет ’; перемаз перелет ’; облетать свыкнуться с машиной ’; пузырь / колбаса шар-зонд ’; дать козла жестко посадить самолет ; названия самолетов: Аннушка ; Плюша ; Уточка ‘биплан У-2’, Ишачок , Ишак ‘самолёт И-16’; Пешка самолёт Пе-2 ’; Ястреб самолёт Як-3,7,9 ’; Горбатый самолёт Ил-2 ’; Балалайка самолёт МиГ-21 ’; Баклажан самолёт Ил-86 ’; Грач самолёт Су-25 ’;
  • автоперегонщиков: мышка серый цвет ’; на ручке с механической коробкой передач ’; шкура кожаный салон ’;
  • банковских служащих: пьяные и пучеглазые о фальшивых купюрах , портретах на них ’; автокред автокредитование ’;
  • библиотекарей: хранилка помещение , где хранятся книги ’; причесать фонд расставить аккуратно книги на полки ’;
  • бизнесменов: белый откат официальные комиссионные посреднику ’; безнал , по безналу платить безналичными ’; включить счетчик повысить процент кредита ’; заслать дать взятку ’; нал , налом , наличка платить наличными ’; челнок , челночный (бизнес);
  • бухгалтеров: касачка , касса кассация ’; излуп излишне уплаченный налог ’; капики капитальные вложения ’; оськи основные средства ’;
  • журналистов: накладка ошибка’ ; подснежник человек , работающий корреспондентом , но числящийся в штате по другой специальности ’; телекиллер продажный журналист ’; утка обман ’;
  • инженеров (рабочих): кастрюля (в ядерной физике) ‘синхрофазотрон ’; козел (в металлургии) ‘остатки застывшего металла в ковше ’; чашк a (в производстве оптических приборов) ‘вогнутый шлифовальник (одно из абразивных приспособлений)’; ябедник самозаписывающий прибор ’;
  • кинематографистов: киношник работник кинематографа ’; полочный фильм о непоказанном / запрещенном фильме ’;
  • метеорологов: звёздочка , игла , ёж , пластинка (‘виды снежинок ’) ;
  • медицинский: восьмерка (у зубных врачей) ‘зуб мудрости ’; зачехлить констатировать смерть ’; пульс тянется в нитку ; невралгийка ; родилка ; сыпняк ;
  • милицейский: висяк бесперспективное дело ’; выводка следственный эксперимент ’; мишура пленка ЭКГ ’; потеряшка пропавший без вести ’; трубы горят проблемы с придатками ’; чистуха чистосердечное признание ’;
  • морской: адмиральская каюта на корме ’; аттестат вещевой мешок , вещевое имущество ’, баковый вестник (баковые новости ) ‘слухи, которыми обмениваются матросы на баке, в своей кают-компании ’; Баренец Баренцевое море ’; баржевик (баржак ) 1. ‘матрос, плавающий на барже ’. 2. ‘грубиян, богохульник ’; беска бескозырка, головной убор матросов, старшин и курсантов ВМФ ’; вахта всенощная вахта во время стоянки в порту или на рейде (стояночная вахта) с 00.00 до 8.00, т.е. всю ночь ’; в бре отпуск в сентябре-декабре ’; вертолет лопата для чистки снега ’; взять за ноздрю взять на буксир ’; вирать поднимать вверх или выбирать, тащить к себе, на себя (от команды "вира" )’; Владик Владивосток ’; вымачивать якоря отстаиваться, подолгу стоять на якоре ’; гальюнтаймс газета в туалете ’; Голландия Высшее военно-морское училище в г. Севастополе ’; дебардакер всякий бардак ’; дед , дедовщина ; дробь ! команда: «довольно! прекращай работу!» (на военном флоте)’; каперанг капитан первого ранга ’; каплей капитан-лейтенант ’; компáс ; майнать спускать или (толкать, тащить ) перемещать от себя (от команды "майна" )’; мех механик ’; покупатель офицер, прибывший в военкомат за командой призывников’, ‘представитель соединения, части, прибывший в полуэкипаж для получения личного состава молодого пополнения ’; пиджак лицо, находящеесяна офицерской должности, но без диплома военного вуза ’; рапόрт ; рогаль штурвальный ’, салага , старлей старший лейтенант ’, стармос старший матрос ’; трюмвейн скверное вино ’; ходит плавает ’; чапать , чухать ‘плыть (о судне)’; шкерщик ‘рабочий, который потрошит рыбу (обычно вручную) на рыболовецких судах’; виды кораблей, названия судов: бандура , варшавянка подводная лодка класса В ’; дизелюха дизельная подводная лодка ’, коробка , малютка, неваляшка , рыбинец , тузик , щука ;
  • охотников: висеть на хвосте преследовать зверя гончими собаками ’; колесо распущенный хвост глухаря ’; копало острый нижний клык кабана ’; куйрук , репей хвост оленя’ ; лопата хвост бобра ’; матерый доминирующий, главный волк ’; пестун, пест старый медведь ’; переярок годовалый волк ’; полено хвост волка ’; прибылый волк до года ’; принять зверя отнять у собаки затравленного зверя ’; пушняк хвост белки ’; труба хвост лисы ’; упалый затаившийся заяц ’; цветок , пучок , репеек формы хвоста зайца ’;
  • плотников и столяров: калевка , зензубель , шпунтубель (‘виды рубанка’ );
  • полиграфистов: висячая строка неполная строчка, которой начинается или заканчивается страница ’; забитый (шрифт ) шрифт , находящийся долгое время в набранных гранках или полосах ’; ёлочки кавычки ’; козёл (козлы ) ‘пропуск текста в оттисках ’; лапки кавычки ’; марашка посторонний отпечаток на оттиске ’; концовка украшение в конце книги ’; марашка посторонний отпечаток на оттиске ’; полоса колонка’ ; усик - ‘концовка с утолщением в середине’ , хвост нижнее наружное поле страницы ’, а также ‘нижний край книги, противоположный головке книги ’; чужой (шрифт ) ‘буквы шрифта иного начертания или размера, ошибочно попавшие в набранный текст или заголовок ’; шапка общий заголовок для нескольких публикаций ’;
  • пуховниц (оренбургских): снежинки , кошачьи лапки , лучики , деревчики , змейки , малинки , крупная малина , окошечки , пшенка , веревочки (‘виды узоров ’);
  • рекламный (пиарщиков): жизненный цикл период , в течение которого заметна положительная реакция на рекламу ’; настенка надпись агитационного содержания на стенах , заборах , машинах ; используется в черном пиаре ’; слив предание гласности того , что держалось в секрете ’; слон авторитетное лицо, организация , которые могут принести кандидату дополнительные голоса избирателей ’; сэндвич -реклама предварительно записанный ролик теле- или радиорекламы , внутри которого зарезервировано пустое место для вставки специального рекламного сообщения ’; фон эффекты , которые сопровождают рекламное объявление по радио и телевидению или рекламу в прессе ’;
  • рок–музыкантов: операциональный драйв ; исполнение вживую , под фанеру ; лабух плохой музыкант ’; драммер ударник ’; саундтрек звуковая дорожка ’; кавер -версия переправка ’;
  • строителей: капиталка ‘капитальный ремонт’;
  • таксистов: вокзальщик таксист , специализирующийся на обслуживании вокзальной публики ’; шляпа привередливый пассажир такси ’;
  • театральный: главреж , давать мостик эмоционально завершать сцену ’; зеленый спектакль последний спектакль сезона ’; побросать , покидать текст быстро повторить диалог с партнером ’; пройти текст ногами физически распределить текст на сцене ’; чистая перемена полная смена декораций ’;
  • телевизионщиков: бантик забавный сюжет программе новостей , чтобы подбодрить зрителей ’; вожак продюсер ’; журавли , удочки микрофоны на длинной палке , протягиваемые к далеко стоящему герою сюжета ’; звучок звукооператор , звукорежиссер ’; лохи зрители в студии ’; мебель люди , приглашенные в программу , включающую общение со зрителями : им дадут сказать одну фразу или нет , их позвали «для мебели» ’; мохнатка большая пушистая насадка на микрофон , оберегающая его от ветра ’; мыльный сентиментальный фильм (часто телесериал), посвященный проблемам любви, семейных отношений, воспитания детей ’; перекрыть синхрон наложить картинку на интервью , актуально , когда человек говорит слишком долго ’; перекрышка короткий сюжет , озвученный не корреспондентом , а ведущим ’; подводка , устняк слова ведущего перед показом сюжет ’; пушка микрофон ’; сбитый летчик ведущий , который был очень популярным , а потом исчез с экрана ’; Стакан , Стаканкино телецентр «Останкино» ’; ухо наушник , через который ведущий слышит команды из аппаратной ’; хрипушка сообщение , переданное корреспондентом в эфир по телефону, с плохим качество звука ’;
  • торговцев старой Москвы: ручник продавец с рук ’; воротник ‘ торгующий в воротах ’; деньги на ветру пропавшие деньги ’; колоть завершить сделку ’; подзаборное место отведенное для продажи место возле какого-либо забора ’;
  • учителей: нулёвка подготовительный класс ’; окно , хорошист ;
  • школьников: колесо , колеса средство передвижения ’, контролка ; петух пятерка’ ; шпоры , шпаргалка ;
  • электронщиков и компьютерщиков: башня ‘корпус компьютера типа tower (mini tower, midi tower, big tower) ’; вирь компьютерный вирус ’; грузовик персонаж со сверхвысокими показателями силы, использующийся для переноса товаров, ресурсов ’; зависнуть ; засейвить сохранить ’; заскриптовать написать скрипт, создать какую-либо последовательность действий ’; комп ; машинники и эвээмщики обслуживающий персонал вычислительных центров ’; мыльница простенький, дешевый фотоаппарат, плеер, радиоприемник, а также любой другой портативный девайс ’; перебутиться перезагрузиться’ ; подмышник коврик для мыши ’; струйник струйный принтер ’; тормозить ‘крайне медленная работа программы или компьютера ’; хвостатая компьютерная мышь ’ и др.
Список литературы

1. Алексеева Л.М. Термин как категория общего языкознания // Русский филологический вестник. – М. – 1998. – N 1/2. – С. 33–44.
2. Арапова Н.С. Профессионализмы // Языкознание: большой энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Большая российская энциклопедия, 1998. С. 403.
3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – 2-е изд., стер. – М.: УРСС: Едиториал УРСС, 2010. – 571 с.
4. Баранникова Л.И., Массина С.А. Виды специальной лексики и их экстралингвистические особенности // Язык и общество. Вып. 9. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1993. – С. 3–15.
5. Бычкова Н.Г. Профессионализмы и жаргонизмы в очерке // Русская речь. –1979. – № 5. С. 88–91.
6. Гарбовский Н.К. Сопоставительная стилистика профессиональной речи. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 141 с.
7. Даниленко В.П. Актуальные направления лингвистического исследования русской терминологии // Современные проблемы русской терминологии / Отв. ред. Даниленко В.П. – М.: Наука, 1986. – С. 5–23.
8. Желябова И.В. Профессиональная лексика в динамическом аспекте // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2002. – № 30. – С. 121–129.
9. Казарина С.Г. Типологические характеристики отраслевой терминологии. – Краснодар: Изд-во КубГМА, 1998. – 272 с.
10. Комарова З.И. Семантическая структура специального слова и ее лексикографическое описание. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. –155 с.
11. Кузьмин Н.П. Нормативная и ненормативная специальная лексика // Лингвистические проблемы научно-технической терминологии. –М.: Наука, 1970. – С. 68–81.
12. Лейчик В.М. Терминоведение: предмет, методы, структура. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – 256 с.
13. Лотте Д.С. Основы построения научно-технической терминологии. Вопросы теории и методики. – М.: Изд-во АН СССР, 196I. – 158 с.
14. Массина С.А. Профессионализация терминов в подъязыках разных типов: (к проблеме функциональной стратификации языков): автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.02.19 / Саратов. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. – Саратов, 1991. – 14 с.
15. Реформатский А.А. Термин как член лексической системы. – В кн.: Проблемы структурной лингвистики. – М.: Наука, 1968. – С. 103–123.
16. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1976. – 399 с.
17. Сердобинцева Е.Н. Профессионализмы в научном стиле // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. – 2011. – № 23. – С. 241–244.
18. Скворцов Л.И. Профессиональные языки, жаргоны и культура речи // Русская речь. – 1972. – Вып. 1. – С. 48–59.
19. Твердохлеб О. Г. Школьные жаргонизмы: способы ввода в художественный текст // «Нужно любить Россию…»: Мат-лы межрегион.науч.конф., посвящ. 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2009. – С. 213–218.
20. Чайкина Ю.И. Специальная лексика в языке Д.Н. Мамина-Сибиряка: автореферат дис. ... кандидата филологических наук. – М., 1955. – 16 с.
21. Шелов С.Д. Терминология, профессиональная лексика и профессионализмы // Вопросы языкознания. – 1984. – № 5. – С. 76–87.

Понятие и особенности профессиональной лексики

Слова, относящиеся к профессиональной лексике, именую профессионализмами. Гальперин трактовал профессионализмы как "...слова, связанные с производственной деятельностью людей, объединенных одной профессией или родом занятий" . По его мнению, профессионализмы соотносимы с терминами. Последние появляются для определения вновь возникающих понятий в результате научных открытий и технического прогресса. Профессионализмы по-новому обозначают уже известные понятия, обычно предметы и процессы труда (деятельности). Профессионализмы отличаются от терминов тем, что термины – специализированная часть литературно-книжной лексики, а профессионализмы – это специализированная часть нелитературной разговорной лексики. Смысловая структура профессионализма затемнена образным представлением, в котором выделяемые признаки могут быть весьма случайными и произвольными. В основе возникновения профессионализма лежит семантическая специализация – сужение значения слова.

В качестве примера можно привести речь педагогов. В их лексике доминируют такие слова как, самоанализ урока, учебный план, внеклассное мероприятие, технологическая карта урока и т.д.

Профессионализмы – это такие слова и словосочетания, которые в данный момент не являются официально признанными обозначениями специальных понятий .

Профессионализмы появляются обычно в тех случаях, когда возникает необходимость обозначить разновидность какого-либо понятия, предмета, и существуют в качестве профессионализмов до тех пор, пока официально не признаются и тогда уже начинают именоваться терминами.