Двигатель        15.06.2022   

Конкурсная работа "династии в профессии". Сын за отца

Статья повествует о династиях. Что скрывается под значением данного слова, какими бывают династии, и для чего они необходимы в современном обществе?

Что такое династия?

Обратимся к словарю и сделаем акцент на информации, которую он даст нам. Существует два значения разбираемого слова. Согласно первому династия - это род монархов, сменяющих друг друга на троне и продолжающих вести государственные дела. Именно о такой семейной династии, как о творящей историю, мы упоминали выше.

Но есть и другой вид династии - рабочий, трудовой или профессиональный. Три слова разных, а значение у них одно. Младшее поколение идет по стопам старшего, выбирая свою профессию. Так и получаются трудовые семейные династии.

Зачем это нужно?

На первый взгляд вопрос заставляет растеряться. Разве это плохо, когда внук идет по следам деда и становится прекрасным врачом, педагогом или кулинаром? Конечно же, это здорово.

Но настолько ли здорово, как нам кажется? Мы видим лишь внешнюю оболочку и почему-то считаем, что знания подобного человека должны быть на высшем уровне. Он же их по наследству получил от деда и отца, как говорится, а они своего отпрыска плохому не научат.

Они-то не научат, только желает ли потомок получать эти знания и становиться на стезю приемника? Сколько известно случаев, даже среди известных семейных династий, когда сын хотел выбрать другую профессию, а его заставили стать наследником трудовых традиций.

Каждый имеет право выбирать собственный жизненный путь. И если в родне одни сплошные врачи, а ребенок боится даже вида крови, едва ли стоит давить на него и настаивать на поступлении в медицинский вуз. Хочет стать бухгалтером, пусть и идет в соответствующее учебное заведение.

Чем хороши династии?

Семейные профессиональные династии хороши тем, что передают собственные знания и накопленный опыт из поколения в поколение. Такого, чему могут научить деды и отцы, в учебниках не прочтешь. Это собственные, бесценные знания, который лишь приумножаются, передаваясь от отца к сыну.

Для самого рода такая преемственность помогает заработать. К примеру, когда бизнес передается от отца к сыну, то последний получит уже готовенькую схему действий и будет получать достойную прибыль с отработанной предками схемы. Взять, к примеру, производство шоколадно-ореховой пасты "Нутелла". Ее рецепт передается от отца к сыну уже более века. Со временем вкус лакомства не ухудшается, а только улучшается. Ибо потомки анализируют опыт предков, добавляют что-то свое, опираясь на основную базу. Продажи лакомства высоки, а выручка от ее реализации позволяет бизнесменам-кондитерам жить безбедно.

Может ли династия быть плохой?

Семейная династия сама по себе не может быть плохой. Но в семье, как мы знаем, не без урода. Выше уже говорили о том, что иногда родители вкупе с дедушками и бабушками настаивают на том, чтобы чадо шло по следам предков. Дитя же всеми силами пытается сопротивляться этому, но на него наседают, и ребенок вынужден отступить. Иные просто мирятся со своей участью, продолжая семейные традиции без особого энтузиазма. А кто-то начинает отыгрываться на собственных клиентах. Представляете, если врач начнет прописывать пациентам лекарства, не особо помогающие лечению, а то и откровенно вредные? Хорош ли такой поступок? Едва ли его можно оправдать.

Что касается управления на государственном уровне, не всегда сын способен продолжать политику отца. Некоторые государственные деятели, получившие власть по наследству, - совсем никудышные политики. Они просто упускают и разрушают то, что получили практически без усилий. В истории достаточно примеров, когда отец был отличным деятелем, а сын получился откровенно пассивным и слабым, абсолютно не подходящим для роли государственного управленца.

Факты о царской семье

  • Все начинается с Ленина. Известно, что вождь мирового пролетариата был категорически против убийства Николая II. Владимир Ильич настаивал на том, чтобы над отрекшимся царем и его семьей состоялся суд.
  • Общественность достаточно долгое время была уверена в том, что расстреляли только царя, а его семью и слуг вывезли в Пермь, где они жили под тайными именами. Правда стала известна только 1920 году.
  • Если обратиться к дневникам императрицы Александры Федоровны, то в них последнее время перед расстрелом часто встречалась запись: "готовили лекарства". Это не совсем соответствует истине, так как под лекарствами подразумевались драгоценности. Их зашивали в одежды княжон и самой императрицы.
  • Маленького цесаревича расстрелял комендант дома Ипатьева по имени Яков Юровский.
  • Всего в расстреле принимало участие 12 человек, причем они добровольно пошли на убийство царя и его семьи.
  • Два человека, как выяснилось, отказались стрелять в детей.
  • На протяжении 20 лет после совершенного злодеяния военный комиссар Петр Ермаков путешествовал по стране. Его целью были не новые впечатления, а попытка войти в историю. Ермакову удалось это сделать только в отрицательном ключе. Комиссар рассказывал всем желающим, как убивал царя.
  • Когда расстреливали царскую семью, возле дома Ипатьева стоял неприметный грузовичок. Он работал на всю мощность, мотор тарахтел и заглушал иные звуки. Расчет был сделан на то, что работа мотора перекроет звуки выстрелов. Так оно и вышло, никто ничего не услышал.
  • Комната, в которой произошла казнь, была очень маленькой. По данным, ее размеры составляли 5 х 6 метров.
  • Вместе с царской семьей расстреляли их ближайших слуг. Но один из них выжил, это был поваренок Леонид Седнев.

Мировые династии - тройка лидеров

Многие слышали о мировом правительстве, якобы управление всеми государствами находится в руках отдельной группы людей. Так это или нет, мы не знаем, но факт того, что финансовыми средствами по большей мере руководят определенные лица, неоспорим.

Начнем с Рокфеллеров. Об этой династии знает каждый, ибо Джон Рокфеллер-старший стал первым миллиардером в истории человечества. И не обычным, а валютным, то есть долларовым. В конце XIX века он создал собственную нефтяную компанию, а после смерти отца дело продолжил единственный сын.

На сегодняшний момент члены семьи Рокфеллеров входят в двадцатку богатеев мира. Известно, что эти люди играют весомую роль не только в экономике США, где они проживают, но и в мировой. Кроме того, политика не обошлась без их участия.

Ротшильды не менее известны, чем семейство Рокфеллеров. И не беда, что они не входят в двадцатку. Зато в руках семьи управление центральными банками мира, бизнес в 40 странах и некоторые благотворительные фонды.

Семейство Морганов - одно из самых влиятельных не только в Америке, но и в мире. Их деятельность связана с финансами, а началось все в конце XIX века, когда Джон Морган сумел основать первую в Америке финансовую империю. Продолжить семейную династию смогли его дети. До сих пор его потомки занимаются финансовыми делами и считаются очень влиятельными людьми.

Руперты

Династия Рупертов замыкает четверку самых влиятельных в мире. Они баснословно богаты, что неудивительно. Этой семье принадлежат такие компании как Cartier, Dunhill, Montblanc. Все начиналось с торговли табачной продукцией, плавно перетекшей в основание крупной компании. Позже Энтони Руперт, ее основатель, переименовал компанию, дополнительно расширив собственные возможности. Теперь речь шла не только о табачной продукции, но и о ювелирных украшениях, сумках и одежде.

Заключение

Семейная династия, как выяснилось, может быть двух видов. Наиболее привычны нам династии трудовые или профессиональные.

Содержимое:

Сегодня мы часто слышим о семейных династиях. Например, Петровы гордятся тем, что они потомственные сталевары, у Сидоровых — гостиничный бизнес, а сколько вокруг нас потомственных ткачих, шахтеров, музыкантов… И, казалось бы, что может быть лучше. Сын продолжает семейное дело, сменив на этом месте отца, который в свое время пришел на смену деду. Но только ли положительные моменты на самом деле можно видеть в семейных профессиональных династиях?
Конечно, существуют профессии, где преемственность поколений играет положительную роль, помогая добиваться наилучших результатов и обеспечивая стабильность, надежность и даже безопасность всем членам такой семьи. Возьмем цирковые династии. Приходя на представление, мы с восторгом наблюдаем за выступлением воздушных гимнастов. Но многие ли из нас задумываются над тем, какая это сложная работа? Для того чтобы подготовить такой номер, партнеры должны, во-первых, абсолютно доверять дрУг другу (ведь в руках товарищей находится их собственная жизнь), во-вторых, знать и тонко чувствовать своего партнера (ведь от этого зависит техника, направление тренировок и, в конечном итоге, успех всей работы). И здесь не найти лучшего партнера, чем отец или мать, брат или сестра. Ведь эти люди с тобой каждый день. Вы понимаете друг друга без слов, вы улавливаете малейшие изменения в настроении или самочувствии друг друга, вы знаете, как убедить, указать на ошибки, добиться лучшего взаимопонимания. Посторонний человек при всем своем трудолюбии, чувстве ответственности, таланте, редко сможет стать таким гармоничным товарищем по работе. Или же династии дрессировщиков. Часто семья работает с одной или несколькими группами животных, которых они не только дрессируют, но растят и воспитывают, заботятся о них с первых месяцев их жизни. Животные становятся полноправными членами их семей. Рождаются дети, и с первых дней привыкают жить в окружении любимых питомцев. Кто же лучше них сможет потом перенять опыт родителей и найти общий язык с этими животными. Наблюдая за работой родителей изо дня в день, младшие члены семьи перенимают их трудный опыт, им легче затем применить полученные знания на практике.
Но цирк — это лишь один из примеров распространенных профессиональных династий. Семейные подряды существуют во всех областях. Например, в наше время стремительно развивается предпринимательство. Люди (иногда это коллектив родственников) начинают свой бизнес, развивают его и стремятся передать своим детям. Отец, владеющий успешным предприятием, естественно, хочет, чтобы его дело перешло в руки к сыну. Он обучает его, помогает устроиться на работу, вникнуть в детали производства. Ведь члену семьи намного легче передать все навыки, приемы работы, раскрыть все секреты и тонкости....
Конечно, глава семьи и предприятия ждет от сына или дочери такой же отдачи, как от себя самого, такого же внимания и упорства в работе, такой же любви к собственному делу. Работая в семейном бизнесе, человек сознает, что он трудится на себя и для себя, что его благосостояние зависит от него самого и от его родственников, а не от чужого дяди — работодателя или наемного работника. Он более заинтересован в результате своего труда, и, значит, будет работать с большим упорством и самоотдачей. На это рассчитывает глава династии. И хорошо, если его ожидания оправдываются… Это касается не только сферы бизнеса. Я думаю, и селекционер, выводящий новые сорта, и кондитер, выпекающий торты, и хирург, выполняющий сложнейшие операции, хотели бы передать свои знания и свой опыт своим наследникам. Но, к сожалению, далеко не всегда семейный бизнес оправдывает все ожидания. Возможно, сын или Дочь не унаследовали любви к семейному делу, а, быть может, любимый родственник и вовсе не стремится плодотворно работать.
Он с ранних лет знает, что ему обеспечено рабочее место, стабильней заработок. И даже если он не будет работать в полную силу, его никогда не уволит его, не оставит без средств к существованию. А потому стоит ли ему прилагать особые усилия в учебе или работе? Вместе с тем, такой родственник может занимать место талантливого, трудолюбивого, целеустремленного, умного человека, но не принадлежащего к данной семье, который мог бы принести предприятию больше пользы. С другой стороны, в таком случае стимул теряет не только член династии, но и наемные работники, которые трудятся на предприятии. Они знают, что им никогда не занять руководящей должности, так как они распределяются только между членами семьи. То есть люди не видят для себя перспективы карьерного роста, а, следовательно, не видят цели, ради которой им нужно было бы стремиться к лучшим результатам, — в таком случае в проигрыше оказываются как работники предприятия, так и сам бизнес. Поэтому я считаю, что в вопросе о семейных профессиональных династиях можно найти как положительные, так и отрицательные стороны. Такие династии могут, на мой взгляд, существовать, но при условии, что участие в руководстве бизнесом только лишь членов одной семьи не будет безоговорочным; если для умных людей, желающих и умеющих работать, всегда будут открыты двери любого предприятия. Что можно иметь против преемственности поколений, если младшие члены семьи проявляют искренний интерес к семейному делу, отдают ему предпочтение перед любым другим, и стремятся продолжать и развивать его?

Династия. Выбор профессии играет определяющую роль в жизни человека....Если вы родились в семье, где есть какая-нибудь профессиональная династия, то для вас, наверняка, выбор профессии - это совсем не проблема.

На выбор профессии многих из нас повлияли наши родители. Причем как положительным, так и отрицательным образом. Одни дети говорят: "Хочу быть как папа", и идут подавать документы на механико-математический факультет. Другие своенравно восклицают: "У меня все будет по-другому!" , и сдают экзамены, скажем, на филфак. Сегодня свой день рождения отмечает человек, на профессию которого совершенно очевидно повлиял его отец. Речь идет об Александре Маслякове-младшем . Предлагаю сегодня вспомнить примеры знаменитых династий и, наоборот, знаменитостей, которые вырвались из династической колеи. А заодно поговорить о том, что лучше: идти проторенной дорожкой, которую проложили родители, или выбирать свой путь самостоятельно.

Легкий путь династии

В студенчестве я ходила в зимние походы на лыжах. Там очень быстро понимаешь, что сложнее всего идти первому человеку в группе, который прокладывает дорогу в полуметровом снегу - тропит. Остальным идти куда легче по уже проложенной лыжне.

Так же и с трудовыми династиями. Идти по пути своих родителей всегда проще - они помогут, подскажут, поправят. Проще найти первую работу, проще решать первые рабочие проблемы, всегда есть, к кому обратиться с вопросом. Династия - это и багаж знаний, и знакомства в профессиональной среде. Именно поэтому многие родители так хотят направить детей по своим стопам - они считают, что именно в своей области смогут лучше защитить ребенка, позаботиться о нем. Хотя встречается и другая мотивация - некоторые родители пытаются навязать детям свою профессию, надеясь, что они реализуют их нереализованные амбиции.

В любом случае, выбор в пользу династии - это более легкий и удобный путь. Но если у ребенка нет ни интереса, ни склонностей к профессии родителей, идти по нему не стоит. Ведь в будущем он будет чувствовать себя несчастным на нелюбимой работе и винить в своем несчастье родителей.

Разные лики протеста

Выбирать свой путь самостоятельно всегда приятней, хоть идти по нему будет и сложнее - помочь-то некому. Но если человек точно знает, чего хочет (или хотя бы точно знает, чего не хочет), нужно смело отказываться от роли продолжателя династии.

Правда, подобный протест не всегда связан с реальными склонностями и интересами подростка. Порой молодые люди делают выбор "от противного". Причин для такого поведения может быть множество.
Юношеское желание вырваться из-под родительской опеки, изменить привычную модель отношений с родителями, найти собственные пути самореализации.
Негативный пример родителей, который не вдохновляет ребенка на то, чтобы заняться тем же видом деятельности.
Наоборот, чрезмерный успех родителей. Ребенок опасается, что, выбирая тот же путь, он навсегда останется в их тени.

Человеку важно разобраться самому, что стоит за его нежеланием продолжать династию: действительно его собственные цели и интересы или психология протеста. Ведь протест ради протеста обычно ни к чему хорошему не приводит.

Примеры из жизни

Существует множество положительных примеров знаменитых профессиональных династий. Например, актриса Дрю Бэрримор продолжает старейшую актерскую династию Голливуда. Ее прапрадед играл на сцене еще в середине XIX века. Неудивительно, что в первый раз она снялась в рекламе в 11 месяцев, а свою первую роль в кино получила в пять лет. К несчастью, неуправляемый характер и ранняя слава чуть не поломали девочке всю жизнь. Но сейчас это осталось в далеком прошлом.

В нашей стране знаменитая актерская династия носит фамилию Боярских. Елизавета Боярская - актриса в третьем поколении. Кстати, идти по стопам знаменитых родителей девушка изначально не собиралась, она готовилась к поступлению на факультет журналистики. Но во время подготовки поняла, что это - не ее, и поступила в академию театрального искусства. Родители ее не отговаривали, но честно предупредили обо всех трудностях профессии.

По поводу того, насколько удачен пример династии Масляковых , можно поспорить. Не всем телезрителям нравится Александр Александрович в роли ведущего. Кстати, Масляков-младший не только КВН ведет - он закончил МГИМО и получил кандидатскую степень по экономике. Иногда создается впечатление, что президент союза КВН Масляков-отец привел сына в игру для того, чтобы, как настоящий президент, подготовить себе преемника. Только вот боюсь, "Александру второму" сложно будет когда-нибудь выйти из тени "Александра первого". Может быть, в экономике получилось бы лучше.

Впрочем, понятно, почему именно представители творческих профессий - актеры, музыканты, ведущие - создают профессиональные династии. Ведь их дети с самых ранних лет живут этой жизнью: выходят на сцену, снимаются в кино, появляются на телеэкранах, общаются с друзьями родителей - представителями творческой интеллигенции.

Но даже в этом случае профессия родителей не всегда становится определяющей. Вспомним хотя бы Родиона Газманова . Знаменитый отец вывел парня на сцену, когда тому было всего шесть лет. Но в конце концов эта удивительная для ребенка жизнь ему надоела. Родион ушел со сцены и даже бросил музыкальную школу. Во время учебы в финансовой академии он жил, как обычный студент, даже подрабатывал барменом. После окончания занялся бизнесом. К музыке он, кстати, все же вернулся и создал свою группу, с которой иногда выступает. Но сам Родион называет свой проект убыточным, так что это, скорее, хобби. По крайней мере, пока.

В Голливуде самый известный бунтарь против династической предопределенности - это Эдвард Нортон . Его отец - юрист, работавший в администрации президента Картера, дед - владелец огромной строительной корпорации. Естественно, родители и в страшном сне не могли представить, что их сын займется каким-то там лицедейством. Он долго и не занимался. Как послушный сын окончил Йельский университет, выучил японский язык, поработал в Японии, в 25 лет стал членом совета директоров крупной компании. А в один прекрасный день просто не пришел на работу. Вместо этого Нортон начал играть в одном из нью-йоркских театров, подрабатывая официантом. Подобный выбор требует серьезной смелости. Но как же здорово, что он его сделал! Не знаю, какой из него управленец, но актер он просто замечательный.

Бывают и совсем удивительные истории, когда дети продолжают дело своих родителей не благодаря, а вопреки их воле. К примеру, так было с Кирком Дугласом и его сыном Майклом. Знаменитый актер не только отговаривал сына от актерской профессии, но и деятельно ему мешал, посылая то в военную школу, то в Йельский университет. Так что, когда Майкл Дуглас решил вопреки воле своего отца связать свою жизнь с кино, помощи ему никто не оказывал. Но, как видно, он справился сам.

Как ни странно, Энрике Иглесиас тоже скрывал работу над своим первым альбомом от знаменитого отца. Хулио Иглесиас настаивал, что его сын должен стать бизнесменом. Энрике действительно поступил на факультет экономики и бизнеса, но тайком продолжал писать песни. Когда молодой человек рассылал свои демозаписи, он даже подписывался другой фамилией, чтобы никто не догадался о его родственных связях. Но все тайное рано или поздно становится явным. Энрике Иглесиас бросил институт, разругался с отцом и отправился в Канаду, чтобы заниматься музыкой. Почему именно в Канаду? Наверное, чтобы быть подальше от папочки.

Так что родители, конечно, оказывают сильное влияние на наш выбор. Но в конечном итоге только от нас самих зависит, каким он будет. К тому профессия - это не приговор , и в любом случае ее всегда можно поменять.

Конкурс «Волшебное перышко »

О педагогической семейной династии Юдиных делится собранным материалом Анастасия Юдина, ученица 6 класса МАОУ СОШ №19 с. Новоипатово, 11 лет, в соавторстве с мамой, Колобовой Людмилой Викторовной (бывшая Юдина), педагогом МАОУ «СОШ №19», с. Новоипатово Сысертского района Свердловской области.

Предисловие

Человек становится Человеком благодаря любви. Сначала благодаря любви тех и к тем, кто дал жизнь, а уж от родителей ниточка любви тянется к отчему дому и краю, где родился и вырос, где посадил свое дерево и возделывал свое поле. Любовь, укрепленная трудом во благо тех, с кем рядом живешь, вырастает в огромное чувство ни с каким другим не сравнимое, неразрывной связи с Родиной.

Это чувство делает нас гордыми - мы понимаем, что нужны своей Отчизне, ибо только наши любовь и труд помогут ей стать богаче и независимее.

Это чувство делает сильными - нас всех, живущих в одной стране, сплачивает обоюдная поддержка.

Это чувство делает нас гуманными - мы готовы отдать свою любовь каждому, нуждающемуся в ней, прийти на помощь без зова, по своему сердечному отклику.

Это чувство делает нас справедливыми и объединяет в борьбе с теми, кто нарушает порядок в нашем общем доме. И это чувство вырастает вместе с нами с детства. Но, чтобы оно выросло в истинно человеческий рост, ему надо помочь расти.

Отчий край - колыбель нашего детства - выводит каждого в большой мир по своей тропе.

Учить трудиться, думать смело,
Шагать - дороги хороши…
Нет в мире радостнее дела,
Чем воспитание души.
Наставникам - стихи и песни,
Сверканье вдохновенных строк -
Мудрейшей изо всех профессий,
Величью званья педагог!

Не случайно в начале моей конкурсной работы стоит это стихотворение. Разговор пойдет о династии учителей средней общеобразовательной школы № 19 села Новоипатово - Юдиных, то есть о моем прадяде, дедушке, бабушке, папе, маме, тёте.

«Всё начиналось с чистого листа…»

Человеческая судьба порой представляется механизмом, который кем-то заведен и пущен. Хочется отыскать «руку», «ключик», которым она заведена. И если рука добрая, неторопливая - гарантия бессрочная. А если злая и равнодушная - сплошные поломки, ремонты, которые всем в копеечку обходятся.

Так чьей же рукой заведен и пущен механизм династии Юдиных? Кто, когда и каким образом положил ей начало?

Я узнала, что все началось в далеком 1914 году, когда в семье простых крестьян Федора и Федосьи Трубниковых родился мальчик Саша. Отец Саши - Федор, попав на фронт во время Первой мировой войны, попал под газовую атаку противника и был после этого демобилизован.

Там, на фронте, оказавшись под влиянием большевиков, слушал их идеи и лозунги, а затем и сам принимал участие в сходках. Конечно, это повлияло на мировоззрение Федора. После демобилизации из царской армии он воюет на стороне Красной Армии и вскоре пропадает без вести. Жену же его Федосью Кузьминовну власть царская не простила за измену мужа, и несколько раз ее пытались расстрелять, но всякий раз Господь Бог приходил на помощь. Жена местного попа сберегла и саму Федосью и ее ребят - Витю, Зою, Лиду и Сашу.

Двое из ребятишек - Лида и Саша получили очень хорошее для того времени - 7 классов - образование, что позволило им поступить и закончить училища. Лиде - медицинское, а Саше - педагогическое в Осе Пермской области.

Свою педагогическую карьеру Александр Федорович начал в Иргише учителем начальных классов. Надо отметить, что всю свою недолгую жизнь он проработал в этой должности, был пионервожатым, все время возился с детьми. Следуя лозунгам коммунистической партии, участвовал в ликвидации безграмотности не только в Иргише, но и в окрестных деревнях, куда он ходил учительствовать.

Обувь была одна на все времена года - лапти, а, как известно, от сорокоградусных морозов такая обувка не спасает. Вот и обморозил себе ноги Александр Федорович. Долго болел, и тут еще одна болезнь пристала - туберкулез. Как он сумел его вылечить - остается загадкой, но сумел и продолжил учительствовать до 1939 года. А в 1939 году в 25 лет его забрали в армию.

Трудные годы наставали для Отчизны… Фашистская Германия близко уже протянула «руки» к границам Родины, поэтому вместо положенных двух лет военной службы, служил он до 1944 года.

В 1941 году 27 летний мужчина защищал столицу под деревней Крюково. Помните песню:

«…Шел в атаку яростно 41 год…
У деревни Крюково погибает взвод.
Все патроны кончились,
Больше нет гранат,
И в живых осталось
Только семеро молодых солдат.
Лейтенант израненный прохрипел: «Вперед!»
У деревни Крюково погибает взвод…»

Не о нем ли сложены слова? Может это он - один из семи? Точно мы не знаем. Все смешалось: небо и земля, свои и чужие, огонь и дым. Стоял кромешный ад… А сколько жизней приняла матушка земля! А Александр выжил, но был сильно ранен. В военной неразберихе родным выслали похоронку. Слезы, горе…

И …о, чудо! - письмо из госпиталя. Жив!!! Недолго длилось счастье. Снова фронт после выздоровления, снова бой, снова смерть лицом к лицу… Участвуя в боях под Витебском, Александр Федорович погиб… Шел 1944 год…

И вот Победа! Как долго ее ждали. Мир, счастье и любовь на родной земле! Сестра Александра Федоровича - Зоя еще до войны вышла замуж за Андрея Николаевича Юдина. Родилась в 1941 году дочь Маргарита, а после войны - Нина, и еще спустя три года - сын, которого решили назвать в честь Александра Федоровича - Сашей.

Призвание

Дочка Ниночка, моя тётя, росла слабенькой, но в школу ходила с большой охотой. Активистка, участвовала во многих школьных делах: агитбригада, художественная самодеятельность и т.д. Но самой большой страстью были танцы, особенно русские народные.

В детстве во всех девичьих играх принимал участие ее брат Саша, мой дедушка. И с «парашютом» с крыши сарая прыгали, и в куклы играли (вплоть до 10 класса она и брат до 8 класса), но самая любимая игра - «в голубец». Играли так. Накрывали табурет покрывалом и ставили в темное место. Брали ухват и выгоняли чертей с криками и присказками из-под одеяла. Был случай, что и роль «спасателя» она выполняла. Прыгал Саша по бревнам в воде, поскользнулся и бултых в воду! Еле вытащила бедолагу!

Школу тётя Нина любила. Училась замечательно. Обладая вредным характером, могла и не приготовить уроки, если уже отвечала накануне. Учителя все же любили ее, особенно учительница математики и иностранного языка. Эти предметы давались ей особенно легко.

Однажды летом, плывя на теплоходике, Нина познакомилась с девушкой, которая училась в Осинском педучилище и очень его хвалила. Закончив 8 классов, Нина решила поступить в училище, как когда-то ее дядя Александр Федорович. Складывая книжки в коричневый чемоданчик, взяв деньги у мамы, она отправляется в путь.

Блестяще сдав экзамены по проверке слуха, нотной грамотности и русскому языку, Нина перед последним экзаменом решила прогуляться. Вернувшись, она обнаружила, что ее обокрали. Денег лишь оставалось на дорогу домой и булочку за 3 копейки, а ведь надо было еще платить за общежитие, да и вообще на что-то жить.

Нина Андреевна решает завалить экзамен - математику - по ее любимому предмету, так как иного выхода она не видела. А какой легкий билет достался «Сектор и сегмент», но на все вопросы экзаменаторов Нина упорно отвечала «Не знаю». Комиссия очень удивлялась, предыдущие экзамены на «5», а за этот ей поставили «2». Счастливая, что она поедет домой, Нина выбежала из аудитории. Никто не понимал, почему это завалив экзамен, она такая радостная и веселая. Она вернулась в родной дом.

Закончив 11 классов, тётя Нина едет в город Пермь, поступать в Пермский пединститут на физико-математический факультет. К экзаменам готовиться не стала, ходила в кино, гуляла по городу. Знания ее не подвели, сдав вступительные экзамены на «5» она поступила. Как «богатой» (хотя мама работала санитаркой в больнице, а папа - плотником) ей не дали стипендию и общежитие. После долгих мытарств тётя Нина попадает к тете Дусе и живет у нее два с лишним года. Для тети Дуси Нина стала первой учительницей, т.к. та была безграмотная, ни читать, ни писать, ни считать не умела.

О студенчестве, как и положено любому человеку, Нина Андреевна отзывается с большой теплотой. Еще бы! Туристические походы, студенческие вечера, выступления в художественной самодеятельности. Здесь же она встречает своего будущего мужа.

А дело было так. Учившись к тому времени уже на третьем курсе, в этот же пединститут на этот же факультет поступил ее брат Саша. А с ним еще один паренек по имени Вова. Саша был транжирой, мог сразу спустить все деньги, которые присылали родители. И поэтому Нина выдавала ему деньги один раз в неделю. В студенчестве кушать хотелось всегда да и другие развлечения требовали денег, а сестра больше, чем положено не давала. Пришлось Саше подговорить Вову съездить к Нине и попросить рубль. Приехав к ней, Вова не обратил внимания на Нину. Чем больше они общались, тем больше нравились друг другу. В 1968 году они поженились.

Попав по распределению в село Русский Сарс, три года работала без своего мужа. Он заканчивал учебу. Отработав вместе еще два года, уехали в село Тауш Чернушенского района этой же Пермской области, где проработали в школе 18 лет.

А Владимир Яковлевич признался, что случайно стал учителем. Дважды он пытался поступить в Пермский университет на математический факультет, но всякий раз не хватало бала. В третий раз из-за подружки решил поступить в Пермский пединститут на физико-математический факультет, конечно, он поступил. Учась в институте, а также после него он активно занимался туризмом и ловлей рыбы.

В 1991 году тётя Нина с мужем и детьми переезжает учительствовать в наше село Новоипатово. Сейчас она уже на пенсии и этой осенью отметила 70 летний юбилей. А дядя Володя продолжает работать в школе, но теперь уже не в качестве учителя, а инженера по информационным технологиям.

К сожалению, дети Нины Андреевны и Владимира Яковлевича - Саша и Инна - насмотревшись тягот учительской жизни, не выбрали профессию педагога, но племянница - дочь Маргариты Андреевны - Синяева Оксана Анатольевна сочла эту профессию самой лучшей на земле. Родилась она в октябре 1968 года. В школе на протяжении всех лет учебы очень любила свою первую учительницу Нину Ивановну, с которой до сих пор поддерживает дружеские отношения. В школьные годы она мечтала быть врачом, но любовь к детям перевесила: была вожатой, всегда возилась с детьми. После окончания школы, поступив и успешно окончив Челябинский педагогический институт, работает в лингво-гуманитарной гимназии г. Челябинска учителем начальных классов. Гимназия готовит учеников для поступления в медицинский и педагогические институты г. Челябинска.

«Вы - учитель с буквы большой…»

Перейдем к брату тети Нины - Александру. Он родился 11 марта 1949 года. И, как было сказано выше, назван именем Саша в честь своего дяди учителя. Кто же мог подумать, что он пойдет по его стопам.

Дедушке не повезло в том, что в ближайшем его окружении были одни девчонки. Пеленать кукол, которых сам же и шил, их кормить, учить он научился очень рано. Играл в них где-то до 8 класса, хотя в это время уже ходил драться с парнями улица на улицу, пока кулачные бои не перешли в спортивные игры. С возрастом игры и затеи менялись. В школе у Саши открылся талант организатора. После окончания школы его сразу же пригласили на работу третьим секретарем райкома комсомола.

В детских и школьных мечтах учителем он себя не видел, а хотел быть то военным, то врачом, то геологом, то артистом. И вот после окончания школы предложил ему друг - Валера Панасенко - ехать поступать в пединститут на физико-математический факультет.

Но, как это порой бывает, поехал деда Саша за компанию. Поехал да и поступил. А Валера не прошел по конкурсу, но зато стал впоследствии артистом. Вот так и стал деда на педагогическое поприще. Закончив в 1970 году ПГПИ, по направлению отправился с молодой женой Галиной учительствовать.

Сделаем небольшое отступление и расскажем, откуда в этой истории взялась Галина, моя бабушка. Она родилась 11 сентября 1949 года в селе Коса Коссинского района Пермской области в семье колхозника. Детей было много: семеро. Галя - третий ребенок, родилась слабенькой, думали, не выживет, но желание жить было сильнее. Большая физическая нагрузка ей была не под силу, поэтому косить, грести сено ее не брали, а оставляли домовничать.

В школу ходила девочка с большим удовольствием. До пятого класса училась на «5», а после только на «4» и «5». Учась в школе, Галя со своей подругой - Любой Кузнецовой - играли в школу, изображали своих учителей. Любимым предметом была математика. После 8 класса Галя хотела поступить в медицинское училище, потому что все ее подруги шли туда, но мама не отпустила. Пришлось ей заканчивать 10 классов. Отзвенел последний звонок, сданы экзамены. Выбрав профессию учителя, Галина поступила в Пермский педагогический институт на физико-математический факультет.

Окончив институт, она поехала на практику в Кишерть Чернушинского района Пермской области. В поезде ехала вместе с подругами и смотрела на красивого, молодого, обаятельного, разговорчивого Александра. Подумала: «Он будет моим мужем». Так и случилось. В июне 1970 года тайно от друзей они поженились. Через год родилась дочь Таня, а еще через полтора месяца Александра забрали в армию. Бабушка Галя осталась одна с маленькой дочкой на руках. Пришлось ей вести уроки за своего мужа. Иначе было нельзя: выпускной класс, выпускные экзамены. Через год вернулся дедушка, и началась жизнь в селе Трун, где они после Кишерти проработали три года.

Трудовую деятельность дедушка начал сразу бурно. Постоянный поиск новых методов работы. Творческая внеклассная работа по математике сочеталась с депутатской деятельностью и актерской (в каком-то роде сбылась детская мечта) в качестве ведущего, а также участника агитбригады.

Закончилась «Чернушинская эпопея» дедушки Саши назначением его директором школы. Вот тут-то и нашла коса на камень. В то советское время, если нужно было что-нибудь для школы, надо было двадцать раз поклониться и большому и малому начальству, чего душа деды не переносит. Кроме того, административная работа очень далека от работы с детьми. Но отказаться от должности директора, сославшись на то, что она тебе не по душе, было невозможно. Поэтому возникает вариант переезда в другую область по семейным обстоятельствам. В Сысерти в то время жила сестра дедушки - Маргарита. И он с семьей попал в Сысертский район. Без трудовой книжки, с отметкой в паспорте, что уволен с работы по собственному желанию, так как ни районное начальство, ни областное заявление ему не подписало.

И вот уже 41 года дедушка Саша с женой бабушкой Галей работает в Сысертском районе в школе № 19 села Новоипатово.

Вот что говорит бабушка о переезде в Новоипатово: «По сравнению с теми школами, в которых пришлось работать мне, эта была похожа на какой-то сарай». Сначала бабушка Галя не соглашалась, но муж уговорил ее остаться хотя бы на год, а там - видно будет. Первое время она была учителем математики, а потом, в связи с переходом завуча в другую школу, была назначена завучем школы № 19. В 1984 году построили новую школу, а через два года последовало ее назначение на должность директора школы, которым она проработала до 2013 года.

Опыт, высокая профессиональная компетентность, непрерывное самосовершенствование, поиск новых способов влиять на людей, увлекая их делом, свежей идеей - вот слагаемые успеха в работе бабушки. Она до сих пор преподает черчение и химию в нашей школе. Бабушка Галя награждена Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР, значком «Отличник просвещения».

А дедушка Саша предложил администрации школы свои услуги в качестве пионервожатого. Сборы, походы, смотры, работа экспедиционных отрядов, поездки по городам страны и зарубеж, во всесоюзные пионерские лагеря «Артек», «Орленок» и многое, многое другое наполнили жизнь учащихся. Одиннадцать раз пионерская дружина имени Володи Дубинина школы № 19 была признана правофланговой. За работу с пионерами он отмечался грамотами всех уровней, значком Центрального Совета пионерской организации, ему присвоено звание «Вожатый-методист».

В то же время деда занимался разработкой внеклассных мероприятий по математике. Порой, приезжают в школу на семинар учителя района и видят странную картину: вся школа - от директора до первоклассника танцует… математические танцы. Он мог приехать с дипломатиком в любую школу и провести внеклассное мероприятие по математике с совсем не знакомыми ему детьми любого возраста (в дипломатике материал был для любого возраста). Затем Александр Андреевич занялся выработкой своих методических приемов преподавания математики, делая упор на психологию развития учащегося, его интересы и способности.

За педагогическую деятельность ему присвоено звание «Старший преподаватель», он награжден Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР. В 2004 году дедушка Саша был награжден отраслевым знаком «Почетный работник общего образования».

С 2003 года занимается по областной программе «Родники» - и все 14 лет подряд школа занимает первое место. За реализацию программы «Родники» он награждался Почетными грамотами и Благодарственными письмами различного уровня. Самый высокий ранг - это два Благодарственных письма Министерства природных ресурсов Свердловской области за подписью министра А.А. Ястребкова.

В настоящее время дедушка Саша руководит с 2013 года школьным краеведческим музеем.

«Молодым у нас дорога…»

По стопам дедушки и бабушки пошел мой папа - Юрий. Вся работа родителей была на виду, они и привили любовь к этой профессии. «Я не знаю другой профессии, сразу знал, что буду учителем» - говорит мой папа.

Родился папа 26 мая 1976 года. В детстве часто болел, поэтому, оставаясь один, изучал географию. Он ее до сих пор очень любит, знает все столицы государств на карте мира. В школе учился до 8 класса на отлично, затем стал ударником. Помимо географии любил биологию и математику. Очень хорошо пел. Одно выступление на конкурсе антифашисткой песни затронуло жюри до глубины души: оно плакало.

Когда пришло время для выбора будущей профессии, он уже знал, что будет учителем. В 1993 году он поступил в Уральский государственный педагогический университет на математический факультет. Как и его родители, считает, что студенчество - замечательный этап жизни. В университетском общежитии он познакомился со своей будущей женой и моей мамой - Людмилой.

Мама Людмила родилась 30 января 1976 года в п. Лосиный Березовского района Свердловской области. В семье до 12 лет росла одна, подружек заменяли куклы. И не потому что, их не было, просто жили на окраине поселка и подружки приходили не часто. В основном играли после школы: в снежки, прыгунки, классики, на портфеле катались с горок. Учась в школе до 9 класса, была отличницей, а 11 классов закончила с одной четверкой. До последнего момента не знала, куда поступить после школы. Дедушка Витя хотел, чтобы она училась в Лесотехнической академии, так как и он сам, и ее бабушка Маша всю свою жизнь посвятили лесу, его защите и охране.

Но подруги выбрали другой ВУЗ - Уральский государственный педагогический университет. Туда и поступила на математический факультет. Через год познакомилась мама с папой Юрой. В 1998 году они поженились. Так сложилось, что мама с папой спустя 10 лет развелись. Но это нисколько не отразилось на мне: я каждые выходные остаюсь в гостях у папы, и мама в дружеских отношениях с папой. А папа Юра теперь уже директор нашей школы, как когда-то бабушка Галя. Мама продолжает работать в школе учителем математики и физики.

Заключение

В представленной конкурсной работе была сделана попытка проследить жизненный путь представителей династии Юдиных.

Я пыталась понять, почему для каждого члена династии профессия оказалось столь привлекательной? Почему в трудное перестроечное время никто не ушел из них из преподавателей? Почему молодые хотят стать педагогами?

Однозначного ответа каждый дать не мог. Кто-то пошел за подружкой, кто-то за компанию. И лишь потом влюбился в профессию. А кто-то сразу знал, что будет учителем.

Папа сказал: «Я стал учителем по примеру родителей, другую профессию я не знал. И никогда не видел себя, занимающимся чем-то другим».

Возможно, я тоже продолжу путь папы или мамы - стану учителем. Мне нравится с младшей сестрой Дианой готовить уроки, учить брата Эмиля писать буквы (он ходит в детский сад) и рисовать палочки и кружочки. А вдруг это и моё призвание? Ответ на вопрос даст время…

Список, используемых материалов: В работе использованы воспоминания Юдина А.А., Юдиной Г.А., Пастуховой Н.А., Пастухова В.Я., Юдина Ю.А., Колобовой (Юдиной) Л.В.

Приложения к конкурсной работе