Эксплуатация        13.05.2022   

Хадисы о пророке мухаммеде. Сунна и роль хадисов в жизни мусульман Все достоверные хадисы

Хадисы о чудесах пророка Мухаммеда

Чудо о воде

10.1. Однажды, когда наступило время молитвы, мусульмане, жившие неподалеку от мечети, разошлись по домам, чтобы совершить омовение, а потом явиться на молитву.

А пророку Мухаммеду принесли небольшую миску с водой, которой было так мало, что в нее можно было окунуть лишь пальцы.

Присутствовавшие при этом видели, как вода в миске забила ключом и наполнила ее до краев, стоило пророку опустить в нее пальцы. И полученной таким удивительным образом воды оказалось достаточно, чтобы омовение совершили не только посланник Аллаха, но и семь или восемь десятков мусульман, которым он передал миску после того, как сам подготовился к молитве.

Чудо о наказании высокомерного

10.2. Один из мусульман в присутствии посланника Аллаха посмел взять пищу левой рукой. Пророк сделал ему строгое замечание, велев есть правой, ибо обе руки у этого человека были здоровыми.

– А я не могу! – ответил ему строптивец, и тогда пророк сказал ему: – Что ж, и не сможешь! И этот человек пал жертвой собственного высокомерия, потому что у него отнялась правая рука и он уже больше никогда не мог брать ею пищу.

Чудо о дожде

10.3. Целый год на Аравийском полуострове не было дождя, и земля давно иссохла и покрылась трещинами. От засухи страдали и жители Медины.

Перед пятничной молитвой в мечети к посланнику Аллаха подошел один из мединских мусульман и сказал:

– О посланник Аллаха, дождя нет, земля иссохла, скотина гибнет.

Тогда пророк воздел руки к небу, на котором не было ни единого облачка, и Он так тянулся руками к небу, что стоявшим рядом с ним стала видна белизна его подмышек, и попросил Аллаха о ниспослании дождя.

Не успела закончиться общая молитва, как хлынул дождь. Он был такой сильный, что подросток, живший рядом с мечетью, побоялся вернуться домой.

Этот ливень продолжался всю пятницу и не прекращался в течение всей последующей недели.

Собравшись на общую молитву в следующую пятницу, люди начали жаловаться:

– О посланник Аллаха, дождь размыл стены наших домов так, что они рушатся, дороги затоплены или раскисли так, что стали непроходимыми.

Пророк улыбнулся и сказал: – До чего же быстро сыны Адама впадают в недовольство! -

Затем он воздел руки к небу и сказал: – О Аллах, ниспошли дождь вокруг нас, но не на нас.

И дождь в Медине тут же прекратился.

Чудо об урожае фиников

10.4. В Медине жил мусульманин Джабир, у которого была небольшая плантация финиковых пальм. Часть собранного с них урожая он оставлял себе на пропитание, а остальное продавал, но на целый год денег ему не хватало, поэтому он имел обыкновение занимать деньги под залог будущего урожая у одного мединского иудея.

И вот настала засуха, и в тот год Джабир не смог собрать урожай фиников. Но его заимодавец согласился отсрочить выплату долга до следующего урожая. Однако следующий год тоже оказался неурожайным, и хотя иудей сам явился на плантацию Джабира, он не смог собрать и пригоршни фиников. А когда Джабир попросил его отсрочить ему долг еще на год, тот отказался.

Денег у Джабира не было, поэтому он пошел за советом к пророку Мухаммеду.

Выслушав историю Джабира, Мухаммед предложил сидевшим с ним мусульманам всем вместе сходить к заимодавцу и уговорить его дать Джабиру еще одну отсрочку. И все пошли к иудею. Но как ни уговаривал его пророк, тот никак не желал идти на уступку.

Тогда пророк пошел посмотреть на плантацию Джабира и немного походил под пальмами. А Джабир тем временем сумел сорвать несколько фиников, чтобы угостить посланника Аллаха. Тот с удовольствием съел угощение и сказал:

– Что-то я притомился, о Джабир. Постели мне в твоей палатке, мне нужно немного поспать.

А когда пророк проснулся, Джабир вновь поднес ему несколько ягод.

Выйдя из палатки вместе с пророком, Джабир не поверил своим глазам: все его пальмы были увешаны гроздьями спелых фиников!

– О Джабир, – сказал ему на прощание посланник Аллаха, – поскорей собирай урожай и отдавай свой долг!

Пророк улыбнулся и сказал: – Свидетельствую, что я – посланник Аллаха!

Чудо об ответах пророка Мухаммеда

10.5. Когда по Медине распространилась весть о приезде пророка Мухаммеда, к нему пришел один человек, решивший проверить, действительно ли он является пророком.

Первым делом он спросил пророка о том, какие знамения предвестят наступление Судного Дня.

Затем он спросил, что станет первой пищей тех, кто войдет в Рай.

И еще он спросил, отчего сын бывает похож на своего отца или дядю по материнской линии.

Выслушав вопросы недоверчивого горожанина, посланник Аллаха сказал:

– Я отвечу на все твои вопросы, ибо обо всем этом мне совсем недавно сообщил архангел Джабраил. Предвестником Судного Дня станет огонь, который погонит людей с востока на запад. Вошедшие в Рай отведают рыбной печени. Что касается третьего вопроса, то если при зачатии мужчина удовлетворяется прежде женщины, ребенок будет похож на него, а если женщина опередит мужчину, ребенок будет похож на нее и ее брата.

Недоверчивый горожанин был потрясен ответами Мухаммеда и воскликнул:

– Свидетельствую, что ты – посланник Аллаха!

Так он стал мусульманином.

Чудо о Джабраиле

10.6. Однажды, когда мусульмане сидели вместе с пророком Мухаммедом, к нему подошел незнакомец. Это был видный мужчина в ослепительно-белых одеждах, оттенявших его иссиня-черные волосы. Очевидно, он прибыл издалека, но вел себя так, словно долгое путешествие нисколько не утомило его.

Подойдя к посланнику Аллаха, незнакомец сел прямо перед ним так, что их колени соприкоснулись, положил ладони на его бедра и попросил его рассказать ему о том, что такое ислам.

– Ислам – это признание того, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммед – Его пророк, это молитвы, уплата закята, то есть налога на бедных, это пост в месяц Рамадан, это паломничество к святым местам в Мекке.

– Именем Аллаха, ты сказал верно, – произнес незнакомец в белом, и все очень удивились, что он позволил себе такое замечание. – А теперь, – попросил он, – объясни мне, в чем заключается иман.

– Иман – это вера во Всемогущего Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его посланников и в Судный День, в божественное предначертание, как в его добро, так и в его зло.

– Именем Аллаха, ты сказал верно, – вновь произнес незнакомец. – А теперь скажи мне, что такое исхан.

– Исхан – это поклонение Аллаху так, словно ты стоишь перед Ним и видишь Его так, как Он видит тебя, – ответил пророк.

– Именем Аллаха, ты опять сказал верно, – одобрил его слова незнакомец. – А теперь расскажи мне о Часе.

Пророк Мухаммед внимательно посмотрел на своего собеседника и сказал:

– Воистину, тот, кого спрашивают, знает не больше того, кто спрашивает.

Тогда незнакомец попросил рассказать о том, какие события будут предшествовать ему.

– У рабыни родится госпожа, а голые и босые пастухи будут состязаться в возведении высоких построек.

Незнакомец, явно довольный очередным ответом, встал, попрощался и ушел.

Присутствовавшие при этой беседе люди начали расспрашивать пророка, с кем он беседовал, и затрепетали, услышав ответ:

– Это был Джабраил, пришедший научить нас нашей религии.

Чудо о мирадже

10.7. Однажды ночью, когда пророк Мухаммед, изнуренный молитвенным бдением, крепко спал подле священной Каабы, его разбудил явившийся к нему Джабраил. Да и как было не проснуться, если Джабраил рассек ему его грудь и живот от горла до паха и из образовавшейся раны извлек сердце и внутренности пророка Мухаммеда. Джабраил бережно сложил их в золотой сосуд, наполненный водой из священного источника Замзам, находящегося в окрестностях Каабы, и, после омовения, аккуратнейшим образом вернул все обратно в тело пророка. И тут же ужасная рана на его теле затянулась, да так, что от нее не осталось и маленького шрама.

После этого раздался стук копыт, и к Джабраилу подбежал небольшой крылатый конь с головой женщины. Это было чудесное животное, способное за один скачок преодолевать немыслимые расстояния, и звали его Бурак (арабск. «Молниеносный»). Джабраил сказал, что этот замечательный конёк раньше служил другим пророкам, а теперь послужит и пророку Мухаммеду.

Джабраил велел ему оседлать Бурака, и они взлетели в небо и в одно мгновение перенеслись в Кудс (Иерусалим) и помолились в Отдаленнейшей мечети.

После молитвы ему было предложено выпить из трех кувшинов на выбор. В одном было молоко, во втором – вода, в третьем – вино. Пророк Мухаммед выбрал кувшин с молоком, и это означало, что его умма пойдет верным путем, а вино с тех пор стало для мусульман запретным.

Затем с небес спустилась лестница, и, оставив чудесного Бурака на горе Мориа, пророк Мухаммед с Джабраилом поднялся по ней на небеса. На первом небе он увидел праотца Адама, определявшего участь душ умерших. Оттуда ему показали и Ад, так что он воочию увидел мучения грешников. Поднявшись на второе небо, пророк Мухаммед увидел пророка Ису, на третьем – пророка Йусуфа, на четвертом – пророка Идриса, на пятом – пророка Харуна. На шестом небе находился пророк Муса, а на седьмом – пророк Ибрахим.

Затем он побывал в Раю и воочию увидел блаженство праведников. Наконец, он предстал перед небесным троном Всемогущего Аллаха, и Повелитель Миров заговорил с ним и повелел мусульманам молиться по пятьдесят раз в день.

Затем начался спуск на землю. Когда пророк Мухаммед спустился на шестое небо, к пророку Мусе, тот уговорил его вернуться к престолу Аллаха и попросить его уменьшить число молитв. Так повторялось несколько раз, и в конце концов Аллах, по милости Своей, уменьшил число ежедневных обязательных для мусульман молитв до пяти.

Спустившись обратно на гору Мориа, пророк Мухаммед вновь оседлал Бурака, и тот за один скачок вернул его в Мекку.

Когда на следующий день пророк Мухаммед рассказал о своем ночном путешествии, люди ему не поверили, потому что уж слишком далеким было расстояние от Мекки до Кудса, и не всякий караван преодолевал его за месяц. Трудно было представить, что человек перенесся туда и обратно всего за одну ночь, да еще и на небесах успел побывать.

Чтобы люди поверили ему, пророк Мухаммед начал описывать Кудс. И тут слушатели очень удивились, потому что он никогда не бывал в этом далеком городе, а те, кто там бывали, в один голос подтвердили точность его описаний. И еще он рассказал о большом караване, направлявшемся в сторону Мекки. Он заметил этот караван, когда мчался по небу на Бураке. И когда вскоре этот караван прибыл в Мекку, люди, наконец, безоговорочно поверили в правдивость рассказа пророка.

Великим чудом было то, что Аллах ниспослал пророку Мухаммеду Священный Коран, но не меньшим чудом и знаком величайшего благоволения было и то, что Аллах позволил своему пророку еще при жизни предстать пред Ним.

Чудо о поединке

10.8. Однажды пророк Мухаммед уснул под пальмой и, внезапно проснувшись, увидел перед собой своего врага – бедуина-много-божника, занесшего над ним меч.

– Ну, Мухаммед, кто теперь спасет тебя от смерти? – вскричал тот.

– Всемогущий Аллах, Милостивый, Милосердный, – ответил ему Мухаммед.

От неожиданности нападавший выронил меч.

Мухаммед молниеносным движением подхватил оружие и вскричал:

– Ну, а тебя кто теперь спасет от смерти?

– Никто, – ответил многобожник.

– Так знай же, – сказал Мухаммед, – Аллах спасёт и тебя. -

И с этими словами он вернул меч опешившему бедуину, который вскоре принял ислам и стал одним из вернейших последователей пророка Мухаммеда.

Чудо о спасении пророка Мухаммеда

10.9. Когда пророк Мухаммед начал проповедовать ислам в Мекке, он подвергся жестоким преследованиям и был вынужден переселиться в Медину. Однако покинуть Мекку было непросто, потому что надо было незаметно выскользнуть из города, а посланника Аллаха искали повсюду.

Выход придумал двоюродный брат и зять пророка Али Ибн Аби Талиб: он спрятал посланника Аллаха в высокую корзину, взвалил ее на себя и, сгибаясь под тяжестью ноши, неспешно направился к городским воротам.

Увидев Али, охранявшие ворота стражники велели ему остановиться и спросили:

– Что там у тебя в корзине?

На что праведный Али, который не умел лгать, ответил:

– Пророк Мухаммед!

Стражники восприняли его слова как отличную шутку и принялись хохотать, похлопывать себя по бедрам, и, конечно же, пропустили Али. Тот благополучно миновал городские ворота и тем самым спас посланника Аллаха.

Чудо о верблюде

10.10. Верблюд одного из мусульман, участвовавших вместе с посланником Аллаха в военном походе, выбился из сил и начал отставать от остальных. Заметив это, ехавший во главе отряда пророк развернулся, подъехал к отставшему наезднику и спросил, что с ним случилось.

Узнав, что верблюд устал, пророк Мухаммед спешился и легонько прикоснулся к нему своим посохом. И внезапно верблюд рванул с места и побежал так быстро, что на протяжении оставшейся части пути хозяину приходилось все время сдерживать его, чтобы не оказаться впереди посланника Аллаха.

Чудо о пророчестве монаха Бахиры

10.11. Отец пророка Мухаммеда умер до его рождения, и его мать, Амина, будучи беременной, очень тревожилась, как будет растить ребенка без поддержки мужа. Но незадолго до родов с ней стали происходить удивительные вещи. Однажды ночью ей приснился чудесный сон. Она увидела необыкновенно красивое дерево, усеянное вместо плодов звездами. Одна из них сорвалась с ветки и упала ей на колени. Когда молодая женщина выходила в сад, над ее головой начинали почтительно кружиться птицы. Стоило Амине подойти к колодцу, как вода сама устремлялась ей навстречу, чтобы наполнить ее кувшин. Но самым удивительным было то, что ее тело источало яркий свет. А однажды будущая мать услышала голос, который сказал ей:

– Ты носишь во чреве Повелителя этого народа и, когда он родится, скажи: «Я передаю его заботам Величайшего, дабы не коснулась его злоба любого завистника; а затем нареки его Мухаммедом, то есть „достойным похвалы“».

И когда ребенок появился на свет, Амина нарекла его Мухаммедом.

10.12. Мухаммед был подростком, когда его дядя Абу Талиб, водивший караваны в Сирию, взял мальчика в далекое путешествие. Караван добрался до города Босра, что на южно-сирийской равнине, и сделал там остановку. В те времена в Босре было много христиан, и один местный монах, которого звали Бахирой, рассказывал им, что прочел в некой книге предсказание о скором пришествии нового пророка, чье появление будет сопровождаться определенными знамениями. Бахира, не проявлявший никакого интереса к мирским делам, обычно не обращал ни малейшего внимания на арабских купцов из Мекки, но на сей раз, проходя мимо их стоянки, он заметил, что один из прибывших, юный Мухаммед, был накрыт тенью облака, тогда как все остальные жарились на ярком солнце. Бахира пригляделся к отроку, и его удивление возросло еще больше, когда он увидел, что, как только Мухаммед вошел под сень раскидистого дерева, тень последовала за ним, хотя повсюду по-прежнему светило солнце.

Тогда Бахира совершил немыслимый поступок: он подошел к арабам-язычникам и пригласил их разделить с ним его трапезу. Но когда приглашенные пришли к нему и принялись за еду, Бахира не увидел среди них того отрока, который был бы отмечен особым знаком.

Тогда он спросил у своих гостей, все ли прибывшие с ними пришли вкусить пищу. Ему сказали, что пришли все, кроме одного юноши, которого оставили сторожить товар. Узнав об этом, Бахира попросил привести к нему Мухаммеда, а когда тот пришел, принялся расспрашивать его о самых разных вещах.

И с каждым ответом Мухаммеда Бахира все больше и больше убеждался в том, что в его старинной книге говорилось именно об этом подростке.

Последние сомнения Бахиры растаяли после того, как он увидел на спине Мухаммеда знак в форме круга. Он понял, что перед ним – настоящий пророк, и спросил Абу Талиба, кто этот мальчик.

Дядя Мухаммеда, относившийся к пемяннику как к родному сыну, ответил, что это его сын, но старый монах понял, что его обманывают, потому что в книге было написано, что пророк будет круглым сиротой, рожденным после смерти своего отца. Тогда Абу Талибу пришлось признаться, что Мухаммед – его племянник и что отец мальчика действительно умер до того, как ребенок появился на свет.

Бахира радостно покивал головой и затем предупредил Абу Талиба, что необходимо как можно скорее вернуть Мухаммеда домой и следить за ним, оберегая от тех, кто захотят причинить ему зло, когда узнают о его богоизбранности.

С тех пор Мухаммед рос под защитой Всемогущего Аллаха до тех пор, пока не стал взрослым мужчиной, и Аллах не начал ниспосылать ему суры Священного Корана.

Из книги Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий автора Мечковская Нина Борисовна

65. «Сунна» пророка Мухаммада и хадисы. Иснад, связующая нить традиции У мусульман в роли Св. Предания, призванного дополнить и объяснить Коран, выступает «Сунна» – жизнеописание творца религии. Вероучительный первоисточник Коран, представляя собой запись монолога

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Из книги «...А друзей искать на Востоке. Православие и Ислам: противостояние или содружество?» автора Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир

Глава III Ваххабизм: ересь «Мухаммеда-второго» Здание начинается с фундамента. Затем возводятся стены, создаются архитектурные украшения. Но и мировые религии, обретя основы вероучения, в ходе истории обогащаются, из поколения в поколение укрепляются, украшаются трудами

Из книги Культы и мировые религии автора Порублёв Николай

Видения Мухаммеда Приблизительно в 610 г. у Мухаммеда появилась склонность уединяться для размышления о религии. Он уходил для этого в пещеру на горе Хира вблизи города Мекки. Во время этих уединении, как говорят исламские источники, ему начали приходить духовные

Из книги История и теория религий: конспект лекций автора Альжев Д В

4. «Сунна» пророка Мухаммеда и хадисы У мусульман в роли Св. Предания, призванного дополнить и объяснить Коран, выступает «Сунна» – жизнеописание творца религии. Вероучительный первоисточник Коран, представляя собой запись монолога Аллаха, как бы транслированного через

Из книги Россия и ислам. Том 2 автора Батунский Марк Абрамович

3. Спор о личности Мухаммеда, о природе ислама и его роли в истории Исходя – и опять-таки верно – из тезиса о «непрочности главных оснований», на которых строятся взгляды Мюллера и Соловьева (Миропиев, однако, скрывает тот факт, что Соловьев во многом – как и он сам –

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

Глава 48. Прославление промышления Господня в людях чрез пророка Илию, пророка Елисея, пророка Исаию, благочестие и мудрость царя Езекии 1-15 Ср. 3 Цар. XVII-XIX; XXI; 4 Цар. I-X;

Из книги Толковая Библия. Том 6 автора Лопухин Александр

Глава III. Вступление пророка в служение. 1-3. Съедение свитка. 4-11. Успокоительное ободрение пророка к принятию призвания. 12-15. Удаление Божественного явления и перенесение пророка в Тел-Авив. 16-21. Новые разъяснения насчет пророческого призвания. 22-27. Внешнее состояние

Из книги К пониманию ислама автора Кадри Абдулу Хамиду

Пророчество Мухаммеда Если мы окинем взором атлас мира, то увидим, что не могло быть другой более подходящей страны, чем Аравия, для столь желанной мировой религии. Аравия расположена в центре Азии и Африки, недалеко от Европы. Центральная часть Европы во времена

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Вклад Пророка Мухаммеда (Мир ему!) в духовное развитие человека Чтобы оценить заслуги этого человека, необходимо обратиться к мировой истории. Она показывает, что этот неграмотный житель пустынной Аравии, родившийся более 14 столетий тому назад, явился настоящим лидером

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Из книги Хадисы о пророке Мухаммеде автора Бурова Ирина Игоревна

Пустыня Доблесть и невежество арабов до Мухаммеда Все вокруг нас – безжалостная пустыня; голый, черный, блестящий берег, состоящий из вулканической лавы. Несколько зеленых ростков полыни на острых каменных выступах распространяют смолянисто-сладкий аромат под

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Хадисы о личности пророка Мухаммеда О внешности пророка Мухаммеда1.1. По словам одного из современников, у пророка Мухаммеда была крупная голова и большие глаза. Когда он шел, он наклонялся вперед, словно поднимаясь в гору. Если он поворачивался, то поворачивался всем

Из книги Православие и ислам автора Максимов Юрий Валерьевич

Притчи пророка Мухаммеда О Журайже и его матери9.1. Пророк Мухаммед не раз говорил мусульманам о том, что они должны заботиться о своих матерях, потому что Аллах всегда отвечает на молитвы матерей. Об этом свидетельствует и рассказанная им притча об отшельнике

Из книги автора

Из книги автора

Почему христиане не считают Мухаммеда пророком? Этот вопрос искренне волнует многих мусульман и, наверное, его чаще всего задают христианам. Нередко он звучит в такой форме: “вот, мы же, мусульмане, почитаем вашего Иисуса Христа как пророка, а вы вот не признаёте нашего

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: “Заходи в рай с каких пожелаешь ворот” ». Да одарит нас Всевышний Аллах раем и заступничеством Своего Посланника (мир ему и благословение)! Амин.

Поэтому мы собрали эти хадисы с позволения Аллаха и с Его помощью.

Надеемся, что вы выучите их.

Надеемся также на ваши мольбы за нас, за наших учителей, за шейхов, за наших отцов и матерей. Ваши мольбы за нас на самом деле получаются за вас же самих, ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда мусульманин молится за своего брата, ангелы говорят ему в ответ: “И тебе то же, что ты просишь для него” ». Да одарит нас Всевышний Аллах Своим довольством в обоих мирах! Амин.

1. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Бойтесь Аллаха, совершайте пятикратную молитву, соблюдайте пост в месяце Рамазан, выплачивайте закят с имущества и подчиняйтесь правителям; вы войдёте в рай». Хадис передал имам ат-Тирмизи и сказал, что хадис достоверный.

2. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Каждое благое деяние – милостыня». Хадис передал имам Бухари.

3. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Кто из вас увидит злодеяние, пусть остановит его рукой; если не в состоянии сделать это, то языком; а если и на это не способен, пусть хотя бы не соглашается сердцем, – это самая слабая степень веры». Передал имам Муслим.

4. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «У лицемера три признака: когда говорит, врёт; когда обещает, не выполняет; когда доверяют ему, не оправдывает доверие». Хадис передали имамы Бухари и Муслим.

5. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не будет совершенной вера одного из вас, пока не пожелает он брату своему того же, что и себе». Хадис передали имамы Бухари и Муслим.

6. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не является лжецом тот, кто примиряет людей, желая добра или говоря добро». Хадис передали имамы Бухари и Муслим.

7. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Самой полноценной верой обладает тот из вас, чей нрав самый лучший, и лучший из вас тот, кто хорошо относится к своей жене». Хадис передал имам ат-Тирмизи и сказал, что он достоверный.

9. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Каждый день спускаются два ангела, и один из них говорит: “О Аллах, обогати тех, кто даёт милостыню”. А другой говорит: “О Аллах, уничтожь имущество тех, кто воздерживается от милостыни”».

10. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто верит в Аллаха и в Судный день, пусть не вредит соседу; тот, кто верит в Аллаха и в Судный день, пусть почитает гостя; тот, кто верит в Аллаха и в Судный день, пусть говорит благое или молчит».

11. Абдуллах ибн Масуд рассказал: «Однажды я спросил Посланника Аллаха: “Какое деяние самое лучшее?” Он ответил: “Вовремя совершённый намаз”. Я спросил: “А потом какое?” Он ответил: “Хорошее отношение к родителям”. Я снова задал вопрос: “А потом?” Он ответил: “Джихад на пути Аллаха”».

12. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «В число больших грехов входят придавание сотоварища Всевышнему Аллаху, ослушание родителей, убийство человека и ложная клятва». Передал имам Бухари.

13. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Лучшее из благих деяний – иметь связь с друзьями отца».

14. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Человек в религии своего друга; пусть посмотрит каждый из вас, с кем он дружит». Хадис передал имам Абу Давуд.

15. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Человек будет с тем, кого он любит». Хадис достоверный.

16. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Семеро будут в тени Арша в тот День, когда не будет другой тени: 1) справедливый правитель; 2) молодой человек, выросший в поклонении Всевышнему Аллаху; 3) человек, чьё сердце связано с мечетью; 4) два человека, которые полюбили друг друга ради Аллаха, ради него встречаются и ради него расходятся; 5) человек, которого позвала к себе богатая и красивая женщина, а он ответил, что боится Аллаха; 6) человек, дающий милостыню так, что его левая рука не знает, что даёт правая рука; 7) человек, который упомянул Аллаха в уединении и пролил слёзы». Хадис достоверный.

17. Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение), делая хутбу, сказал: «Если бы вы знали то, что я знаю, вы меньше смеялись бы и больше плакали». И сподвижники, закрыв свои лица, начали рыдать.

18. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Пример пятикратного намаза подобен примеру речки воды, которая течёт около вашего дома, и вы купаетесь там пять раз каждый день».

19. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Аллах доволен рабом, когда он восхваляет Его после еды и питья». Передал имам Муслим.

20. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если бы уверовавшие знали наказание Аллаха, никто не стремился бы к раю; а если бы неверные знали милость Аллаха, ни один из них не потерял бы надежду на рай». Передал имам Муслим.

21. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Неимущие зайдут в рай на пятьсот лет раньше, чем богатые». Хадис передал имам ат-Тирмизи.

22. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Богатство не значит иметь много имущества, богатство – это когда сердце богатое». Хадис достоверный.

23. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Учащайте повторение того, что портит наслаждения». То есть смерти. Хадис передал имам ат-Тирмизи.

24. От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был самым лучшим из людей нравом». Хадис достоверный.

25. Айша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Воистину Аллах Наимилостивейший и любит милосердие во всех делах». Хадис достоверный.

26. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто подчиняется мне, тот подчиняется Аллаху, кто ослушается меня, тот ослушается Аллаха, кто подчиняется правителю, тот подчиняется мне, а тот, кто ослушивается правителя, ослушивается меня». Хадис достоверный.

27. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «...доброе слово, милостыня». Хадис достоверный.

28. Передаётся от Айши (да будет доволен ею Аллах): «Речь Посланника Аллаха (мир ему и благословение) была разборчивой, его понимал всякий, кто слушал его».

29. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда вы одеваетесь и омываетесь, начинайте справа». Хадис достоверный, передал имам Абу Давуд.

30. Айша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда кто-нибудь из вас начнёт кушать, пусть упомянет Аллаха, а если забудет упомянуть в начале, пусть скажет: с именем Аллаха в начале и в конце».

31. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) никогда не порицал еду – если нравилась, ел, а если нет, не ел.,

32. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Благодать ниспосылается на середину еды, поэтому вы ешьте, начиная с края». Это делают, чтобы благодати было больше.

33. Кааб (да будет доволен им Аллах) передал: «Я видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ел тремя пальцами, а когда закончил – облизал их».

34. Анас (да будет доволен им Аллах) передал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пил воду тремя глотками».

35. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал: «Я напоил Посланника Аллаха (мир ему и благословение) водой Зам-зам, и он выпил стоя».

36. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Самый правдивый из вас сном тот, кто правдивый речью».

37. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто едет верхом – приветствует пешего, пеший приветствует сидящего, малая группа людей приветствует большую, и младший приветствует старшего».

38. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда умирает человек, прекращаются его деяния кроме трёх: бесконечная милостыня (например, если построить дорогу, мост, провести воду), знания, от которых люди берут пользу, и праведные дети, которые молятся за родителей».

39. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Вы отправляйтесь в путь ночью, поистине ночь сокращает путь».

40. Кааб (да будет доволен им Аллах) передал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда возвращался с пути, в первую очередь шёл в мечеть и совершал два ракаата ».

41. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Клянусь Аллахом, не уверует, клянусь Аллахом, не уверует, клянусь Аллахом, не уверует!» Его спросили: «Кто, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Тот, чей сосед не сохранён от его зла». Хадис передали имамы Бухари и Муслим.

Муслим передал этот хадис следующими словами: «…не войдёт в рай тот, чей сосед не сохранён от его зла».

Сайпула Мухамадов

Здесь предлагаются фрагменты самого популярного сборника суннитских хадисов, признанного наиболее авторитетным - "Аль-Джами ас-Сахих" (по публикации в ж."Наука и Религия"). Перевод В.М. Нирша. Название сборника можно перевести как "Истинное собрание". Его составил знаменитый имам аль-Бухари более тысячи лет назад (родился в 810 году в Бухаре; умер в селении Хартанк близ Самарканда в 870 году). Это имя высоко почитается в мире Ислама. В поисках хадисов имам путешествовал по многим городам Ближнего и Среднего Востока, повстречав, по его собственным словам, более тысячи мухаддисов (авторитетных собирателей хадисов). Вернувшись в Бухару, аль-Бухари продолжал собирать хадисы. "Ас-Сахих" он составлял в течение шестнадцати лет. За это время он тщательно изучил не менее шестисот тысяч хадисов, из которых отобрал для своей книги всего 7563.

1. Передают, что Умар ибн аль-Хаттаб сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) говорил: "Поистине, дела связаны с намерениями, и, поистине, каждому достается то, что он внутренне намеревался обрести. Устремившийся к миру этому обретет его, а если он устремится к какой-нибудь женщине, то женится на ней, и каждый придет к тому, что было предметом его устремлений".
2. Пророк сказал: "Тогда он взял и сжал меня так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и сказал: "Читай!" Я снова сказал: "Я не умею читать!" Тогда он сжал меня во второй раз так, что я опять напрягся до предела, а потом отпустил меня и сказал: "Читай!" - и я в третий раз сказал ему в ответ: "Я не умею читать!" И он сжал меня в третий раз, а затем отпустил, сказав: "Читай!" Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший..."
3. Сообщают, что Джабир б. Абдаллах аль-Ансари, рассказывавший о периоде откровений, передал в своем рассказе следующее: "Сказал пророк: "Однажды, находясь в пути, я вдруг услышал голос с неба. Посмотрев наверх, я увидел восседавшего на троне между небом и землей ангела, который являлся мне на горе Хира. Я испугался его, вернулся домой и сказал: "Укройте меня, укройте меня!" - и тогда Аллах Всевышний ниспослал такие слова: "О завернувшийся! Встань и увещевай! И Господа твоего возвеличивай! И одежды свои очисти! И скверны беги!" И после этого жар откровений усилился, и они стали ниспосылаться одно за другим".
4. Передают со слов Абу Хурайры, что пророк сказал: "Вера есть то, что включает в себя более шестидесяти различных частей, одна из которых - стыд".
5. Передают со слов Анаса, что пророк сказал: "Не уверует никто из вас по-настоящему, пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе".
6. Передают, что Абу Зарр сказал: "Как-то, ругая одного человека, я стал стыдить его из-за его матери. Услышав мои слова, пророк сказал мне:"О Абу Зарр, неужели ты позорил этого человека только из-за его матери? Поистине, ты - человек, в котором сохранились остатки джахилийи. Ведь некоторые из ваших братьев по вере могут быть и вашими рабами, когда Аллах делает их подвластными вам, но если человек даже владеет братом своим, то пусть он кормит его тем же, что ест сам, и одевает его так же, как одевается сам! Не поручайте таким людям непосильного для них, а если поручите, то оказывайте им помощь!"
7. Передают, что Абу Бакр сказал:"Посланник Аллаха сказал: "Если два мусульманина скрестят мечи, то и убийца, и убитый попадут в ад". Я спросил: "О посланник Аллаха, этот - убийца, но почему же и убитый окажется в аду?" Он ответил: "Поистине, потому что и он хотел убить своего товарища!"
8. Передал Абу Хурайра, что пророк сказал: "Лицемера отличают три признака: если он рассказывает о чем-либо, то лжет; если обещает что-нибудь, то не сдерживает своего обещания; если ему доверяются в чем-то, то он предает".
9. Абдаллах б. Масуд передал, что пророк сказал: "Поношение мусульманина мусульманином есть отклонение от заповедей религии, а сражение их друг с другом - почти безбожие".
10. Убада б. ас-Самит сообщил, что однажды посланник Аллаха вышел из своего дома, чтобы поведать о ночи могущества, но услышав, что два мусульманина ругают друг друга, сказал: "Поистине, я вышел из дома, чтобы поведать вам о ночи могущества, но эти двое начали перебранку, и то, что было, исчезло..."
11. Абу Хурайра передавал, что однажды, когда пророк находился среди людей, к нему подошел какой-то человек и спросил: "Что такое вера?" Пророк ответил: "Суть веры в том, чтобы ты верил в Аллаха и в его ангелов, во встречу с Ним и в посланников Его, и чтобы верил ты в воскрешение из мертвых". Человек спросил: "А что такое ислам?" Пророк ответил: "Суть ислама в том, чтобы ты поклонялся лишь Аллаху."
12. Абдаллах б. Амр б. аль-Ас передавал, что слышал, как посланник Аллаха сказал: "Поистине, Аллах отбирает у людей знание, просто лишая его своих рабов, но Он Отбирает знание у людей, забирая к себе знающих, а когда Он не оставит в живых ни одного обладающего знанием, люди изберут для себя Невежественных руководителей, которых будут спрашивать о важном, а те станут выносить решения, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других!"
13. Передают, что Абу Хурайра сказал: "Из слов посланника Аллаха я запомнил столько, что будь все это записано, оно могло бы наполнить целых два сосуда. Что касается содержимого одного из них, то я передал его людям, а если бы я передал содержимое и второго, то мою глотку непременно перерезали бы."
14. Ибн Умар передал, что пророк сказал: "Творите молитву в своих домах и не уподобляйте их могилам!"
15. Абу Муса передавал, что пророк сказал: "Поистине, в отношениях между собой правоверные должны быть подобны строению, отдельные части которого укрепляют друг друга",- и сказав это, он переплел пальцы своих рук.
16. Передают, что Абдаллах б. Масуд сказал: "Однажды я спросил пророка: "Какое из дел Аллах любит больше всего?" Он ответил: "Молитву, совершенную в установленное для нее время". Ибн Масуд спросил: "А после этого?". Он ответил: "Любовь к родителям". Ибн Масуд спросил: "А после этого?". Он ответил: "Священную войну на пути Аллаха".

Хадисы от Аль-Къудсийя

1.а-д. Хадисы достоверные. Привел Аль-Бухари.
а) О, сын Адама! Смерть - это дверь, и все люди войдут в нее. О, сын Адама! Смерть - это дорога, и каждый человек пройдет по ней.
б) О, сын Адама! Ты довольствуешься этим миром: его жарой, холодом, жаждой, голой, тревожной и печальной жизнью, оставляя загробную жизнь с его радостями, почетом и благами. Как неприбыльна такая торговля.
в) О, сын Адама! Даже если Я дал бы тебе все богатства этого мира, то и тогда ты пожелал бы еще столько же, и не насытился бы твой живот, кроме как землей.
г) О, сын Адама! Если соберутся от первых до последних, из числа джиннов и людей, живые и мертвые заполнив пространство от (Арша) до Земли, чтобы произрастить из земли хотя бы одно зернышко, плод, или создать листочек (дерева), или растение, или низвести каплю воды с неба, то вы не сможете этого, кроме как (Сами Мы) по Нашей милости к вам. Сказал Всевышний Аллах: "Ваше имущество - Мое имущество. Рай - Мой дом. Нищие - Мои иждивенцы смилуйся над своим слабым телом до того, как ты встретишь Меня".
д) О, сын Адама! Сделай твое сердце соответствующим твоему языку, а язык твой соответствующим деяниям своим, а деяния твои благими и чистыми пред Всевышним Аллахом, ибо, поистине, сердце лицемера противоречит его языку, а язык его противоречит его деяниям, а деяния его не чисты пред Всевышним Аллахом...
2. Рай находится у ног вашей матери.
3. Аллах говорит: О сын Адама, не забывай о смерти, ибо смерть тебя не забудет.
4. Вера – есть отказ от всякого насилия.
5. Пусть ни какой мусульманин не поддержит насилия.
6. Ключ к Раю – это свидетельство, что нет бога, кроме Аллаха.
7. Украшайте свой дом намазом.
8. Любители вы своего Создателя? Если да, то любите прежде всего людей, своих собратьев.
9. Лучший из вас тот, кто лучше всех обходится с женою своей.
10. Милосердие не свойственно только тем, кто отправится в Ад.
11. Даже малейшее выражение почтения к Родителям соединяет вас с Богом.
12. Из разрешенных законных деяний, самое ненавистное Аллаху расторжение супружества.
13. Тот, кто жаждет знаний – их познает, познавший же их, - побоится грешить.
14. Пусть тот, кто верит в Аллаха и Судный день либо говорит правду, либо молчит.
15. Нет победы без терпения, находки без потери, облегчения без трудности.
16. Нельзя ни причинять зло, ни возмещать злом.
17. Доверяй доверяющим тебе, и не обмани обманывающих тебя.
18. Говорите истину, если даже она горька и приятна для людей.
19. Ад скрыт за наслаждениями, а Рай за трудом и лишениями.

Хадисы от Муслима

1. От Абу Хурайры. Сказал Посланник Аллаха: "(Эта) ближняя жизнь – тюрьма верующему и рай неверному".
2. От Абу Хурайры. Посланник Аллаха сказал: "Знал бы верующий, каково у Аллаха наказание, не жаждал бы никто Рая Его. Знал бы неверный, каково у Аллаха милосердие, не терял бы никто надежду на Его Рай".
3. От Абу Хурайры. Сказал Посланник Аллаха: "Воистину, Аллах не смотрит на вашу плоть и обличье, однако Он смотрит на ваши сердца и деяния".
4. От Му‘авии. Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: "Поистине, коль будешь следить за недостатками людей, сиим себя же и погубишь".
5. От Джарира ибн Абдуллаха. Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: "Тот, кто лишен (способности) быть мягким, лишен всякого добра".
6. От Абдуллаха ибн Мас‘уда. Пророк сказал: "Не войдет в Рай тот, в сердце у которого гордыня весом хотя бы с пылинку". На что один из присутствующих сказал: "Ведь человек любит, чтобы у него была красивая одежда и красивая обувь". На что Пророк ответил: "Аллах красив и любит красоту. Гордыня же – надменность перед истиной и пренебрежение людьми".
7. От Абу Хурайры. Сказал Посланник Аллаха: "Вы не войдете в Рай, пока не уверуете, а не уверуете, пока не полюбите друг друга. Не сообщить ли вам то, сделав которое, вы полюбите друг друга? Разнесите между собой салям (пожелание мира)".
8. От Абу Хурайры. Сказал Посланник Аллаха: "Сильный не тот, кто силен в единоборстве, но тот сильный, кто владеет собой в гневе".
9. От Абу Хурайры. Один человек сказал Посланнику Аллаха: "Кто из людей более достоин быть моим лучшим другом?" Он сказал: "Твоя мать". Тот сказал: "А потом кто?" Он сказал: "Твоя мать". Тот сказал: "А потом кто?" Он сказал: "Твоя мать". Тот сказал: "А потом кто?" Он сказал: "Твой отец".
10. От Абу Са‘ида. Сказал Посланник Аллаха: "Лучший джихад – сказать слово истины перед правителем, творящим несправедливость".
11. От Абу Хурайры. Сказал Посланник Аллаха: "Богатство не в изобилии мирских благ, однако богатство – это богатство души".
12. От Абу Хурайры. Сказал Посланник Аллаха: "Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Для вас достойнее, дабы вы не презирали (не считали малой) Милость Божью, что вам дана".
13. От ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда. Посланник Аллаха спал на циновке. Когда же он встал, на его боку остался след от нее. Мы сказали: "О Посланник Аллаха! Не принести ли нам тебе мягкую подстилку?" Он сказал: "Какое дело мне до этой жизни? Я в этой жизни подобен лишь всаднику, который нашел тень под деревом, и затем ушел, покинув его".
14. От Джабира. Посланник Аллаха сказал: "Если мусульманин посадил саженец, съеденное от него будет для него милостыней. И украденное с него (другими) будет для него милостыней. И что съел от него зверь, тоже будет для него милостыней. И то, что съели птицы, будет ему милостыней. И кто бы ни поранил его саженец, – будет для него милостыней".
15. От Абу Зарра Аль-Гъифария. Пророк привел такие слова от своего Господа, Свят Он и Велик: "О рабы Мои! Воистину, Я запретил несправедливость Себе и сделал ее запретной для вас, так не поступайте же несправедливо между собой. О рабы Мои! Все вы – заблудшие, кроме тех, кого Я повел прямым путем. Ищите же Моего руководства, и Я наставлю вас. О рабы Мои! Все вы голодны, кроме тех, кого Я накормил. Просите же у Меня пропитания, и Я пропитаю вас. О рабы Мои! Все вы наги, кроме тех, кого Я одел. Просите же у Меня покрова, и Я дам вам покров. О рабы Мои! Вы грешите и ночью, и днем, Я же прощаю грехи полностью. Просите же у Меня прощения, и Я прощу вам. О рабы Мои! Вам не постичь вреда во Мне, дабы навредить Мне, и Вам не постичь пользы во мне, дабы принести Мне пользу. О рабы Мои! Пусть даже первые и последние из вас, люди и джинны, будут столь же богобоязненны, как сердце самого богобоязненного из вас, это не прибавит ничего к владениям Моим. О рабы Мои! Пусть даже первые и последние из вас, люди и джинны, будут столь же порочны, как сердце самого порочного из вас, это не убавит ничего из Моих владений. О рабы Мои! Пусть даже первые и последние из вас, люди и джинны, соберутся в одном обширном месте и попросят Меня, и Я дам каждому то, что он просил, это убавит из того, что у Меня, лишь настолько, насколько убавляет кончик иглы при его погружении в море. О рабы Мои! Поистине, Я исчислю для вас лишь только ваши дела и воздам вам за них сполна. Так пусть же тот, кто обретет благое, возблагодарит и восхвалит Аллаха, Свят Он и Велик, а кто обретет иное, пусть винит только самого себя".

Хадисы Ан-Навави

1. Со слов Абу Хурайры ‘Абдуррахмана ибн Сахра передано: "Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: "Избегайте того, что я вам запретил, а из того, что я вам повелел, делайте, что можете, ибо, поистине, живших до вас погубило лишь только множество вопросов их и разногласий их со своими пророками". (Бухари и Муслим - здесь и далее приведены те, кто собрал хадис)
2. Cо слов Абу Аль-"Аббаса "Абдуллаха ибн "Аббаса передано: "Однажды я был позади Пророка, и он сказал мне: "О юноша! Поистине я научу тебя словам: Храни (мысль) об Аллахе, и Он будет хранить тебя; храни (мысль) об Аллахе, и ты найдешь Его перед собой; коль просишь, то проси у Аллаха; коль ищешь помощи, то ищи помощи у Аллаха; и знай, что ежели соберется (весь) род людской, дабы сделать что-нибудь полезное тебе, они помогут тебе лишь только тем, что уже предписано тебе Аллахом, и ежели они соберутся, дабы сделать что-нибудь вредное тебе, они навредят тебе лишь только в том, что уже предписано тебе Аллахом, – перья подняты и свитки высохли". (Тирмизи)
3. Со слов Уабисы ибн Ма’бада передано: "Пророк сказал: "Ты пришел спросить о праведности?" Я сказал: "Да". Он сказал: "Обратись к своему сердцу, (ибо) праведность есть то, в чем находит покой душа, и в чем находит покой сердце, а грех есть то, что вплетается в твою душу и трепещет в груди, даже если люди выкажут и скажут тебе (что это правильно)". (Ахмад и Ад-Дарими)
4. Со слов Абу Са"лябы Аль-Хушанни Джурсума ибн Нашира передано, что Посланник Аллаха сказал: "Поистине, Аллах Всевышний возложил (на людей исполнение) обязанностей, так не расторгайте же их, и установил границы, так не преступайте же их, и запретил (некоторые) вещи, так не нарушайте же (их), и умолчал о (некоторых) вещах по милости Своей к вам, а не по забывчивости, так не доискивайтесь же их!" (Даракутни)
5. Со слов ‘Абдуллаха ибн "Умара передано: (Однажды) Посланник Аллаха взял меня за плечо и сказал: "Будь в этом мире подобен чужеземцу или путнику". (Человек, передавший этот хадис, поведал о том, что) Ибн "Умар часто говорил: "Коль доживешь до вечера, то не жди утра, а коль доживешь до утра, то не жди вечера, и запасайся у своего здоровья (тем, что пригодится) для твоей болезни, а у своей жизни – (тем, что пригодится) для твоей смерти" (Бухари)
6. Со слов Анаса передано: Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: "Сказал Аллах Всевышний: О сын Адама! Поистине, сколько бы ты ни взывал ко Мне и ни просил Меня, Я прощу тебе то, что было за тобой, и не обращу на это внимания. О сын Адама! Пусть твои грехи достигнут голубизны небес, и после ты попросишь у Меня прощения – Я прощу тебе. О сын Адама! Поистине, даже если б ты пришел ко Мне с грехами величиной с землю и встретил Меня, не приобщая ко Мне ничего и никого, – Я дал бы тебе прощение такой же величины" (Тирмизи)

Понятие «сунна» в переводе с арабского языка означает «путь, следование». В исламском праве этим термином именуется жизнеописание Пророка Мухаммада (саляЛлаху галейхи васаллям), то есть его высказывания по тем или иным вопросам (кауль), его действия (фииль), нравственные качества, внешние характеристики, а также одобрение либо его отсутствие по отношению к тем или иным поступкам (такрир).

Сунна является вторым после Священного Корана источником исламского права, тесно взаимосвязанным с Книгой Аллаха. Во-первых, сунна подтверждает необходимость соблюдения некоторых положений Священного Корана. Во-вторых, сунна дает комментарий к некоторым аятам, смысл которых не всегда очевиден. В-третьих, сунна может устанавливать собственные предписания, которые не содержатся в Откровении, но при этом сунна не может противоречить Корану.

О необходимости следования сунне говорится в многочисленных аятах Священного Корана. Например, 59 аят суры гласит:

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по вознаграждению)!» (4:59)

В 80 аяте этой же суры сказано:

«Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем» (4:80)

В суре «Собрание» говорится следующее:

«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Он суров в наказании» (59:7)

Итак, резюмируя вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что следование сунне - обязанность каждого мусульманина, как к этому наставляет нас Господь в Священной Книге.

По степени необходимости соблюдения тех или иных положений сунна подразделяется на 3 категории:

1. Сунна муаккада

Это действия, которые Посланник Аллаха (с.г.в.) совершал с особой постоянностью за редким исключением. Выполнение таких деяний для мусульманина является максимально желательным, но не обязательным. За соблюдение действий, относящихся к данной категории, верующий, по воле Господа, может получить большую награду. Примером сунны-муаккада может служить совершение в Священный месяц Рамазан.

2. Сунна гайри муаккада

Под этим термином имеются ввиду деяния, которые Пророк Мухаммад (с.г.в.) совершал часто, но не всегда. За совершение таких действий верующий получает награду от Господа, а за не совершение верующему грех записан не будет. К примеру, суннат-намаз перед обязательным послеполуденным намазом (аср).

3. Сунна заваид

Место хадисов в исламе

Основной единицей сунны является хадис. Хадис - это конкретное высказывание, действие или одобрение Пророком (с.г.в.) того или иного явления в конкретной ситуации, а также описание его качеств, внешнего вида, характера, привычек и т.д.

Хадис состоит из двух составляющих: санад - цепочка передатчиков хадиса от Посланника Всевышнего (с.г.в.) к человеку, приводящему данный хадис, и матн - текст самого хадиса.

По критерию достоверности все хадисы делятся на 4 группы:

1. Достоверные хадисы (сахих)

Первой группой хадисов являются достоверные хадисы. Для того чтобы хадис был признан достоверным, следует соблюсти ряд требований:

а) честность и порядочность каждого из передатчиков данного хадиса. Каждый из тех, кто передает хадис, должен быть богобоязненным, разумным, совершеннолетним, не совершающим больших грехов мусульманином;

б) абсолютная точность при передаче хадиса;

В) непрерывность цепи передатчиков. Каждый из передатчиков лично должен услышать текст данного хадиса.

Следует отметить, что в зависимости от течения ислама, критерии достоверности несколько разнятся, так как каждое направление выдвигает свои требования относительно честности и богобоязненности передатчиков, а также содержания хадисов.

В исламе суннитского толка достоверными признаются 6 сборников хадисов, переданных имамами аль-Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи, Ибн Маджой. В шиитском исламе достоверными признаются 4 сборника хадисов: «Аль-Кафи», «Ман ля йахдурухуль-факих», «Аль-Истибсар» и «Тахзиб аль-ахкам», которые именуются «четырехкнижием».

Однако не все абсолютно хадисы из вышеуказанных сборников являются достоверными, так как эти сборники также отличаются степенью достоверности. Цепочки от Бухари и Муслима большинством суннитских ученых признаны абсолютно достоверными. Что же касается остальных сборников, то они могут содержать и достоверные, и хорошие, и слабые хадисы.

2. Хорошие хадисы (хасан)

Вторую группу составляют так называемые «хорошие хадисы», абсолютная достоверность которых не была подтверждена, поскольку один из рассказчиков передал его с незначительной неточностью, либо он имеет небольшие отклонения, но передается не одним человеком. Следует отметить, что немало сборников содержат хорошие хадисы.

3. Слабые хадисы (мадруд)

Третьей категорией хадисов являются слабые хадисы, в которых может быть оборвана цепочка передатчиков, или же один из рассказчиков может быть лжецом, большим грешником или имеющим плохую память человеком. В случае же, если хадис является незначительно слабым, но его приводит много человек, то такой хадис относится к категории хороших.

4. Выдуманные хадисы (мавдуа)

К последней группе относятся хадисы, которые были выдуманы кем-либо в корыстных целях. Их достоверность не может быть ничем подтверждена, и поэтому такие хадисы не признаются в качестве доказательства.

Ислам - одна из самых таинственных религий на нашей планете. Она состоит из целого ряда писаных и неписаных законов, которых каждый мусульманин придерживается с завидной точностью и верностью. Среди них есть известные каждому хадисы пророка Мухаммеда - краткие повести о его жизненном пути. Они могут быть приукрашены, где-то видоизменены, однако весьма достоверны. О том, что же в них такого интересного, и как они влияют на жизнь мусульман, читайте ниже.

Определение термина

Итак, хадисы пророка Мухаммеда - это записанные на бумаге важные события из жизни этого религиозного деятеля, основателя ислама. Каждый мусульманин обязан знать их, почитать и принимать за основу для становления своего мировоззрения и мировоззрения своих потомков. Считается, что Мухаммед составлял эти записи специально для того, чтобы в дальнейшем его народ мог основываться на приобретенном им жизненном опыте. Сегодня по степени важности данные исторические сводки стоят на втором месте после Корана - книги, которая считается самой священной в религии ислам. Хадисы пророка Мухаммеда также считаются автобиографией. Особое внимание им уделялось на заре появления самого ислама, а ныне они часто пересказываются в семьях и мечетях как легенды. Считается также, что, изучая эти тексты, можно постичь все таинства этой восточной религии.

Природа зарождения слова

Рассматривая вопрос с точки зрения этимологии, становится сразу понятно, что хадисы пророка Мухаммеда - это в прямом смысле рассказы о том, что случилось. Люди, знающие арабский язык, легко проведут аналогию между «хадис» и «хадса», что звучит на русском как «рассказывать что-либо», «ведать», «передавать». Таким образом, получается, что каждая из повестей, которая относится к данному разряду, является не основным законом религии, а традицией. Ранее эта традиция передавалась из уст в уста, однако позже стала записываться на бумаге. Заметим, что все эти обычаи исламского народа, которые так сформировались, приобрели свой совершенный внешний вид не сразу. В течение трех столетий после смерти Великого Пророка в восточном обществе была масса дискуссий на этот счет, и все записи формировались как бы скачками.

География традиции

Религиозная судьба всех тех народов, которые ныне являются мусульманскими, была определена еще задолго до официального зарождения присущей им сегодня религии. Ближний Восток, некоторые государства Средней Азии и с незапамятованных времен считались одним целым культурным регионом, где чтились идентичные боги, возводились практически одинаковые культы и устанавливались схожие традиции. В 632 г. н.э. (дата кончины Мухаммеда) религия лишь приобрела официальный статус и письменное подтверждение. Также в седьмом веке по всем вышеупомянутым регионам стало распространяться влияние Корана, который лично в руки, от Аллаха, получил пророк. Следом за Священной книгой сперва в устной, а потом и в письменной форме до народа доходят хадисы пророка Мухаммеда, которые становятся подкреплением обычаев и веры. Тут стоит отметить, что каждый отдельный народ по-своему трактовал данные строки. Также для различных держав большую или меньшую ценность имеют далеко не одни и те же хадисы из всех существующих.

Классификация

Исследователи, сопоставляя общепринятые исторические сводки и данные письменные документы, сумели разделить последние на три основные категории. Таким образом, мы имеем достоверные хадисы пророка Мухаммеда, хорошие и слабые. Данные статусы имеют большое значение, если они используются в юрисдикции, в истории или в других учениях. Если же упомянуть хадис требуется для проведения моральной беседы или для установки определенной моральной ценности в обществе, то подобная щепетильность становится излишней.

О жизни в браке

Сегодня все мы привыкли к тому, что в мусульманском мире отношение к женскому полу крайне унизительно. На самом же деле философия Востока куда более тонкая, чем нам, европейским людям, это может показаться. Ярким примером тому служат хадисы пророка Мухаммеда о женщинах, которые он составил в течение своей жизни. Вот некоторые из них: «Когда сам трапезничаешь, раздели трапезу с супругою своею, когда покупаешь одежды и прочие вещи для себя - то же самое сделай и для нее! Не бей её по лицу, не сквернословь в ее сторону, и когда поссоритесь - не оставляй ее наедине с собою»; «Когда жена у мужа праведная, ее сравнить можно с золотой короной, что красуется на голове у царя, искрится и сияет на сотни метров. Если же жена у праведного мужа характерна грешностью, она сравнима лишь с тяжелой ношей, что висит за спиной у старого человека». Данные слова дают нам возможность понять, что отношение к женам у мусульман в корне иное, однако это вовсе не означает, что оно хуже.

О главной родительнице

Как и многие другие народы, несмотря на свой патриархальный социальный устав, исламисты в большом почете держат матерей. Подтверждением тому являются хадисы пророка Мухаммеда о женщинах, которые стали или готовятся стать матерями. Такие строки, как «Все женщины, которые вынашивают ребенка, рожают его и благосклонно относятся ко всем детям, своим и чужим, обязательно пападут в Рай» или же «Коли ищите Рай для себя - ищите его под материнскими ногами» являются основной всей философии ислама. К своим родительницам с почетом относятся на протяжении всей жизни. Традиции, составленные Мухаммедом, гласят о том, что о матерях нужно постоянно заботиться, уважать их и никогда не забывать.

Вечный двигатель веры

Одной из основ ислама является пятикратный намаз, которого строго придерживается каждый мусульманин. Проявляется он в виде молитвы, которую необходимо повторять в каждый из пяти дней для того, чтобы слиться воедино с Всевышним, достичь состояния духовного счастья. Эта сакральная философия, конечно же, нашла свое отражение в традициях восточных народов. В течение 7 века были составлены хадисы пророка Мухаммеда о намазе, и сегодня они учат нас почитать Аллаха и приносить ему в жертву свое самое дорогое сокровище - время и разум. Вот, что сулит Всевышний тому, кто будет верен ему: «Каждый, кто тщательно совершает омовения, после чего отправляется на прочтение обязательного намаза и совершает его по имаму, получает прощение одного своего греха».

Жизненные наставления

Особой ценностью в мусульманском мире считаются хадисы пророка Мухаммеда о жизни. Пересказывать их тексты мы не будем, так как это может занять несчетное количество времени. В целом можно сказать, что данные легенды и рассказы таят в себе максимальное количество тех догм, на которых основался сам ислам. Они учат справедливости, праведности, мудрости. Многие из них являются точными описаниями определенных ситуаций, которые происходили в жизни пророка. Принято полагать, что, основываясь на его жизненном опыте, каждый мусульманин должен проводить аналогии в свою жизнь, поступая идентично всеобщему наставнику. Самое главное в каждом тексте то, что человек должен любить и почитать Аллаха. И если на Земле мусульмане будут верны его законам, то после смерти попадут в райское место.

О загробных мирах

Аналогичными всем предыдущим в исламе являются хадисы пророка Мухаммеда о смерти. Читая и изучая их, невозможно не заметить некоторых сходств с нашим православием, однако разница между ними также велика. Во-первых, стоит сказать, что хадисы проповедуют ценить и почитать Аллаха потому, что он каждому, кто был ему верен, дарует вечную и красивую жизнь после смерти. Рассказы утверждают, что земной путь человека - лишь временное пристанище, потому цепляться за различные блага материального мира нет смысла. Также подобно православию, в исламе есть только один Бог - Аллах, и только ему может поклоняться мусульманин. Характерной чертой хадисов, которые ведают нам о смерти и о ее приходе, также является неразрывность рассказа. Догмы, которые выносятся на первый план, находятся на фоне событий, которые рассказывают опять-таки об определенных событиях жизненного пути пророка Мухаммеда.

Заключение

Исламский мир, в отличие от нашего привычного православного или же католического, характеризуется куда более строгими правилами соблюдения не только официальных законов, но и традиций, религиозных учений. Неотъемлемой частью тут являются и хадисы, которые учат каждого человека, ставшего мусульманином, добросовестно и в соответствии со всеми догмами придерживаться своей веры. Эти исторические тексты в полной мере раскрывают нам суть ислама, дают возможность понять, как появилась на свет эта религия, как люди, находящиеся в ее рамках, ее воспринимают, и как стоит относиться ко всем этим правилам человеку постороннему.